Осуществление правосудия осуществляется не только широко известными обычным гражданам судами общей юрисдикции, рассматривающими гражданские, семейные, жилищные и другие споры, уголовными, чьей прерогативой является рассмотрение дел, связанных с совершением уголовных преступлений и вынесение приговора, определяющего меру наказания, арбитражными судами, в чьей компетенции находится разрешение хозяйственных и споров в области управления. Важным звеном является Конституционный суд – высшая инстанция призванная толковать законы государства. И совсем не многие граждане, не связанные со службой в вооруженных силах или военизированных силовых ведомствах, слышали, и, тем более знают, что в России существует военное судопроизводство.

Задачи военных судов - рассмотрение дел в отношении военнослужащих, совершивших преступления в мирное время (в основном общеуголовного характера), а также осуществление правосудия в отношении комбатантов совершивших преступления, предусмотренные главой 33 Уголовного кодекса РФ – «Преступления против военной службы; О том, как создаются и чем занимаются военные суды, целях их деятельности и стоящих перед ними задачах – пойдет речь в статье.

 Место военных судов в структуре судебной системы РФ 

Военный суд входит в состав Верховного суда РФ в качестве одной из трех коллегий, наряду с коллегиями по гражданским и уголовным делам. Выделение военного судопроизводства в отдельную коллегию обусловлено специфичностью правового положения военнослужащих, а так же разнообразием правовых коллизий, с которыми сталкиваются военнослужащие во время осуществления деятельности по защите Родины.

Судебная система РФ

Дело в том, что все воинские формирования имеют статус юридических лиц. Взаимодействуя с гражданскими организациями и предприятиями, они неизбежно сталкиваются с конфликтами, которые возникают на почве хозяйственной или управленческой деятельности. Чтобы оградить военное ведомство и военные формирования от вмешательства в их деятельность гражданских судов, военная коллегия и военные суды – подчиненные звенья этой системы, рассматривают все гражданские дела, в которых одной из сторон является военное юридическое лицо.

Причина передачи споров на рассмотрение в военные суды проста. Военное ведомство обременено множеством государственных тайн, которые невозможно было бы сохранить при рассмотрение спора в суде общей юрисдикции.  В военном суде, при соблюдении всех требований осуществления правосудия и прав сторон, сделать это гораздо проще, в силу ограниченного числа участников и соблюдением особых мер предосторожности.

Что касается  отправления уголовного судопроизводства военными судами, то оно в основном, рассматривает дела, связанные с воинскими преступлениями, к которым редко имеют отношение гражданские лица. Исключение составляют общеуголовные преступления: убийства, кражи, разбои, мошенничество, взяточничество и другие, которые совершают военнослужащие. Однако, даже при расследовании и во время суда, в большинстве случаев недопустимо оглашение некоторых обстоятельств, составляющих военную или государственную тайну, (к которым допущен преступник в силу своего служебного положения).

Рассмотрение дел, связанных с преступлениями, совершаемыми военнослужащими, требует особой квалификации судей. Гражданским судьям сложно ориентироваться в хитросплетениях армейской иерархии, в точности знать воинские уставы и большое количество приказов, которые являются основными нормативными актами в военном ведомстве. Когда этим занимается военный юрист, объективность и законность принимаемого решения не подлежит сомнению.

 Как устроена система военных судов 

В России традиционно сложилась трехзвенная структура судопроизводства. Сохранена она и военных судах.

Низовым звеном военной судебной иерархии являются гарнизонные военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту нахождения командования того или иного гарнизона, находящегося в подчинении командования одного из 17 военных округов и трех флотов. Количество гарнизонов, дислоцированных в округах зависит от стратегического расположения и насыщенности воинскими формированиями. В большинстве случаев гарнизонные военные суды имеют порядковый номер (цифрами), или наименование, совпадающее с названием населенного пункта, в котором расположении командование гарнизона.

  1. Гарнизонные суды являются низовым звеном военной судебной системы. На них ложится рассмотрение основной массы дел, связанной с осуществлением военного правосудия. По аналогии с гражданскими судами, они занимают такое же положение, как районные суды.
  2. Средним звеном судебной системы являются окружные и флотские военные суды. Они создаются в местах дислокации командования округами и флотами и в сравнении с гражданскими судами по своему правовому положению приближаются к судам субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ, краев, областей, национальных округов. По отношению к гарнизонным судам они наделены контрольными полномочиями и вправе пересматривать решения гарнизонных судов в порядке апелляции.
  3. Высшим звеном военной судебной системы является Военная коллегия Верховного Суда РФ. Особенностью, отличающей Военную коллегию от коллегий по гражданским и уголовным делам ВС РФ, является то, что она наделена полномочиями рассмотрения любого дела в отношении военнослужащих или военных организаций по первой инстанции. В отношении военных судов низового и среднего звена она наделена контрольными и надзорными полномочиями – может рассматривать апелляции на решения окружных (флотских) судов а так же пересматривать вынесенные судебные решения в порядке надзора.

СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ПРАВОСУДИЯ

N.B! Решения, вынесенные Военной коллегией ВС РФ, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Лица, не согласные с её решениями, могут обратится в Конституционный суд. Но он не наделен полномочиями по отмене или изменению решения Военной коллегии ВС РФ. Конституционный суд дает толкование и оценку примененного при вынесении нормативного акта, соответствия действующему законодательству и правильности применения того или иного закона.

 Задачи военных судов 

Задачи военных судов определены в ст. 4 ФКЗ № 1 от 23.06.1999 г. «О военных судах…».

К ним относятся:

  • Защита нарушенных/оспариваемых прав и свобод военнослужащих, военных организаций (юридических лиц) и их объединений;
  • Защита интересов военных организаций при их взаимодействии с органами местного самоуправления в местах дислокации воинских подразделений;
  • Защита интересов воинских структур при взаимодействии с органами власти субъектов Федерации, органами государственной власти Федерального уровня.

 Полномочия военных судов для реализации поставленных задач 

Чтобы в полной мере реализовать стоящие перед военной судебной системой задачи, военные суды наделены специальными полномочиями:

  • К компетенции военных судов отнесены административные, гражданские и уголовные дела в той или иной степени затрагивающие интересы Вооруженных сил РФ, воинских формирований, отдельных граждан – как военнослужащих, проходящих службы по призыву, так и профессиональных военных – служащих по контракту, а так же лиц, призванных на военные сборы.
  • Споры, связанные с действиями или бездействием органов военного управления и армейских должностных лиц;
  • Дела о преступлениях, совершенных иностранными гражданами в период прохождения ими военной службы в рядах РА РФ;
  • Дела, связанные с возмещением компенсаций гражданам (юридическим лицам) при осуществлении военного правосудия: необоснованными решениями, несоблюдением сроков судопроизводства военными судами (ФКЗ № 3 от 30.04.2010 г.);

N.B! Особенностью деятельности военных судов является то, что в случае совершения преступления группой лиц, если при этом хотя бы одним её участником являлся военнослужащий, подлежат рассмотрению в военном суде. В том числе и в отношении гражданских лиц – участников группы, если выделение уголовного дела в отношении их невозможно или нецелесообразно.

К компетенции военных судов относится рассмотрение дел не только в отношении военнослужащих и гражданских лиц, совершивших преступление в соучастии с военнослужащим, но и гражданских лиц, являвшихся военнослужащими или призванными на военные сборы, в отношении которых было совершено преступление, предусмотренное Гл. 33 УК РФ, или допущено ущемление их прав со стороны военнослужащих (командиров, начальников) в период прохождения военных сборов или военной службы.

Так же к компетенции военных судов относится рассмотрение материалов о совершении грубых дисциплинарных проступков, предусмотренных Уставами РА РФ, за которые может быть назначено взыскание в виде дисциплинарного ареста или содержания в дисциплинарной воинской части. В этом компетенция военных судов отличается от гражданских судов, круг полномочий которых не предусматривает возможность назначения наказания на основании ведомственных документов, которыми являются армейские уставы.

Система и компетенция военных судов

Задачи военных судов и все перечисленные полномочия, справедливы в условиях мирного времени. Пункт 8 ст. 7 ФКЗ № 1 предусматривает, что в военное время или в период мобилизации, задачи, стоящие перед военными судами, а так же круг их полномочий может быть расширен федеральными конституционными законами, исходя из складывающейся обстановки.

В качестве примера такого расширения полномочий военных судов в военное время, приведем положения о деятельности военно-полевых судов.

 Военно-полевые суды 

История военно-полевых судов насчитывает более 100 лет. Впервые они были образованы во время Отечественной войны 1812-1814 годов. Просуществовали до окончания русско-турецкой войны 1877-1878 годов и были упразднены. Повторно к возрождению военно-полевого правосудия в России вернулись в 1906 году, на пике развития Первой русской революции 1905-1907 годов. Инициатором создания военно-полевых судов стал премьер-министр Правительства П.А. Столыпин. Военно-полевые суды просуществовали до 1917 года и выполняли свою функцию как в тылу – борьба с саботажем в военной промышленности, дизертирством, революционной агитацией в войсках, так и на фронте Первой мировой.

Последний раз к созданию военно-полевых судов Россия прибегала во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Их появление было обусловлено необходимостью быстрого осуществления правосудия в отношении военных преступников, предателей, коллаборационистов и лиц из числа местного населения, активно помогавшим оккупантам.

После того, как началось освобождение территории СССР от оккупации, войска столкнулись с примерами неслыханных зверств со стороны войск Германии и союзных ей армий. Значительное количество военных преступлений против мирного населения совершалось лицами, перешедшими на службу к врагу, а так же местным населением в отношении военнослужащих РККА и партизан.

Дела в отношении изменников, военных преступников и лиц, принимавших участие в преступлениях против мирного населения и военнослужащих (партизан), рассматривались в предельно сжатые сроки – не более 2-х дней. Приговоры, вынесенные военно-полевыми судами и военными трибуналами подлежали немедленному исполнению. Обжалование приговора суда предусмотрено не было.

Военно-полевые суды и военные трибуналы являются крайней формой отправления военного правосудия, применяемой только во время войны.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Добавить комментарий

Поиск по сайту

Интересные статьи
Последние комментарии
Форма входа

Внимание! Если Вы хотите бесплатно проконсультироваться у юриста, то просим обратить ваше внимание на информацию ниже:

В связи с большим числом вопросов в комментариях к статьям, мы не успеваем дать ответы всем и вовремя, поэтому чтобы не потерять Вашего времени, мы сообщаем что сейчас проходит акция, которая позволяет оставить заявку на бесплатную консультацию юристам вашего региона. Форма для бесплатной заявки находится тут, переходите по ссылке и в самой форме пишите о вашей проблеме.

 

Закрыть