Осуществление правосудия осуществляется не только широко известными обычным гражданам судами общей юрисдикции, рассматривающими гражданские, семейные, жилищные и другие споры, уголовными, чьей прерогативой является рассмотрение дел, связанных с совершением уголовных преступлений и вынесение приговора, определяющего меру наказания, арбитражными судами, в чьей компетенции находится разрешение хозяйственных и споров в области управления. Важным звеном является Конституционный суд – высшая инстанция призванная толковать законы государства. И совсем не многие граждане, не связанные со службой в вооруженных силах или военизированных силовых ведомствах, слышали, и, тем более знают, что в России существует военное судопроизводство.
Задачи военных судов - рассмотрение дел в отношении военнослужащих, совершивших преступления в мирное время (в основном общеуголовного характера), а также осуществление правосудия в отношении комбатантов совершивших преступления, предусмотренные главой 33 Уголовного кодекса РФ – «Преступления против военной службы; О том, как создаются и чем занимаются военные суды, целях их деятельности и стоящих перед ними задачах – пойдет речь в статье.
Место военных судов в структуре судебной системы РФ
Военный суд входит в состав Верховного суда РФ в качестве одной из трех коллегий, наряду с коллегиями по гражданским и уголовным делам. Выделение военного судопроизводства в отдельную коллегию обусловлено специфичностью правового положения военнослужащих, а так же разнообразием правовых коллизий, с которыми сталкиваются военнослужащие во время осуществления деятельности по защите Родины.
Судебная система РФ
Дело в том, что все воинские формирования имеют статус юридических лиц. Взаимодействуя с гражданскими организациями и предприятиями, они неизбежно сталкиваются с конфликтами, которые возникают на почве хозяйственной или управленческой деятельности. Чтобы оградить военное ведомство и военные формирования от вмешательства в их деятельность гражданских судов, военная коллегия и военные суды – подчиненные звенья этой системы, рассматривают все гражданские дела, в которых одной из сторон является военное юридическое лицо.
Причина передачи споров на рассмотрение в военные суды проста. Военное ведомство обременено множеством государственных тайн, которые невозможно было бы сохранить при рассмотрение спора в суде общей юрисдикции. В военном суде, при соблюдении всех требований осуществления правосудия и прав сторон, сделать это гораздо проще, в силу ограниченного числа участников и соблюдением особых мер предосторожности.
Что касается отправления уголовного судопроизводства военными судами, то оно в основном, рассматривает дела, связанные с воинскими преступлениями, к которым редко имеют отношение гражданские лица. Исключение составляют общеуголовные преступления: убийства, кражи, разбои, мошенничество, взяточничество и другие, которые совершают военнослужащие. Однако, даже при расследовании и во время суда, в большинстве случаев недопустимо оглашение некоторых обстоятельств, составляющих военную или государственную тайну, (к которым допущен преступник в силу своего служебного положения).
Рассмотрение дел, связанных с преступлениями, совершаемыми военнослужащими, требует особой квалификации судей. Гражданским судьям сложно ориентироваться в хитросплетениях армейской иерархии, в точности знать воинские уставы и большое количество приказов, которые являются основными нормативными актами в военном ведомстве. Когда этим занимается военный юрист, объективность и законность принимаемого решения не подлежит сомнению.
Как устроена система военных судов
В России традиционно сложилась трехзвенная структура судопроизводства. Сохранена она и военных судах.
Низовым звеном военной судебной иерархии являются гарнизонные военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту нахождения командования того или иного гарнизона, находящегося в подчинении командования одного из 17 военных округов и трех флотов. Количество гарнизонов, дислоцированных в округах зависит от стратегического расположения и насыщенности воинскими формированиями. В большинстве случаев гарнизонные военные суды имеют порядковый номер (цифрами), или наименование, совпадающее с названием населенного пункта, в котором расположении командование гарнизона.
- Гарнизонные суды являются низовым звеном военной судебной системы. На них ложится рассмотрение основной массы дел, связанной с осуществлением военного правосудия. По аналогии с гражданскими судами, они занимают такое же положение, как районные суды.
- Средним звеном судебной системы являются окружные и флотские военные суды. Они создаются в местах дислокации командования округами и флотами и в сравнении с гражданскими судами по своему правовому положению приближаются к судам субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ, краев, областей, национальных округов. По отношению к гарнизонным судам они наделены контрольными полномочиями и вправе пересматривать решения гарнизонных судов в порядке апелляции.
- Высшим звеном военной судебной системы является Военная коллегия Верховного Суда РФ. Особенностью, отличающей Военную коллегию от коллегий по гражданским и уголовным делам ВС РФ, является то, что она наделена полномочиями рассмотрения любого дела в отношении военнослужащих или военных организаций по первой инстанции. В отношении военных судов низового и среднего звена она наделена контрольными и надзорными полномочиями – может рассматривать апелляции на решения окружных (флотских) судов а так же пересматривать вынесенные судебные решения в порядке надзора.
СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ПРАВОСУДИЯ
N.B! Решения, вынесенные Военной коллегией ВС РФ, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Лица, не согласные с её решениями, могут обратится в Конституционный суд. Но он не наделен полномочиями по отмене или изменению решения Военной коллегии ВС РФ. Конституционный суд дает толкование и оценку примененного при вынесении нормативного акта, соответствия действующему законодательству и правильности применения того или иного закона.
Задачи военных судов
Задачи военных судов определены в ст. 4 ФКЗ № 1 от 23.06.1999 г. «О военных судах…».
К ним относятся:
- Защита нарушенных/оспариваемых прав и свобод военнослужащих, военных организаций (юридических лиц) и их объединений;
- Защита интересов военных организаций при их взаимодействии с органами местного самоуправления в местах дислокации воинских подразделений;
- Защита интересов воинских структур при взаимодействии с органами власти субъектов Федерации, органами государственной власти Федерального уровня.
Полномочия военных судов для реализации поставленных задач
Чтобы в полной мере реализовать стоящие перед военной судебной системой задачи, военные суды наделены специальными полномочиями:
- К компетенции военных судов отнесены административные, гражданские и уголовные дела в той или иной степени затрагивающие интересы Вооруженных сил РФ, воинских формирований, отдельных граждан – как военнослужащих, проходящих службы по призыву, так и профессиональных военных – служащих по контракту, а так же лиц, призванных на военные сборы.
- Споры, связанные с действиями или бездействием органов военного управления и армейских должностных лиц;
- Дела о преступлениях, совершенных иностранными гражданами в период прохождения ими военной службы в рядах РА РФ;
- Дела, связанные с возмещением компенсаций гражданам (юридическим лицам) при осуществлении военного правосудия: необоснованными решениями, несоблюдением сроков судопроизводства военными судами (ФКЗ № 3 от 30.04.2010 г.);
N.B! Особенностью деятельности военных судов является то, что в случае совершения преступления группой лиц, если при этом хотя бы одним её участником являлся военнослужащий, подлежат рассмотрению в военном суде. В том числе и в отношении гражданских лиц – участников группы, если выделение уголовного дела в отношении их невозможно или нецелесообразно.
К компетенции военных судов относится рассмотрение дел не только в отношении военнослужащих и гражданских лиц, совершивших преступление в соучастии с военнослужащим, но и гражданских лиц, являвшихся военнослужащими или призванными на военные сборы, в отношении которых было совершено преступление, предусмотренное Гл. 33 УК РФ, или допущено ущемление их прав со стороны военнослужащих (командиров, начальников) в период прохождения военных сборов или военной службы.
Так же к компетенции военных судов относится рассмотрение материалов о совершении грубых дисциплинарных проступков, предусмотренных Уставами РА РФ, за которые может быть назначено взыскание в виде дисциплинарного ареста или содержания в дисциплинарной воинской части. В этом компетенция военных судов отличается от гражданских судов, круг полномочий которых не предусматривает возможность назначения наказания на основании ведомственных документов, которыми являются армейские уставы.
Система и компетенция военных судов
Задачи военных судов и все перечисленные полномочия, справедливы в условиях мирного времени. Пункт 8 ст. 7 ФКЗ № 1 предусматривает, что в военное время или в период мобилизации, задачи, стоящие перед военными судами, а так же круг их полномочий может быть расширен федеральными конституционными законами, исходя из складывающейся обстановки.
В качестве примера такого расширения полномочий военных судов в военное время, приведем положения о деятельности военно-полевых судов.
Военно-полевые суды
История военно-полевых судов насчитывает более 100 лет. Впервые они были образованы во время Отечественной войны 1812-1814 годов. Просуществовали до окончания русско-турецкой войны 1877-1878 годов и были упразднены. Повторно к возрождению военно-полевого правосудия в России вернулись в 1906 году, на пике развития Первой русской революции 1905-1907 годов. Инициатором создания военно-полевых судов стал премьер-министр Правительства П.А. Столыпин. Военно-полевые суды просуществовали до 1917 года и выполняли свою функцию как в тылу – борьба с саботажем в военной промышленности, дизертирством, революционной агитацией в войсках, так и на фронте Первой мировой.
Последний раз к созданию военно-полевых судов Россия прибегала во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Их появление было обусловлено необходимостью быстрого осуществления правосудия в отношении военных преступников, предателей, коллаборационистов и лиц из числа местного населения, активно помогавшим оккупантам.
После того, как началось освобождение территории СССР от оккупации, войска столкнулись с примерами неслыханных зверств со стороны войск Германии и союзных ей армий. Значительное количество военных преступлений против мирного населения совершалось лицами, перешедшими на службу к врагу, а так же местным населением в отношении военнослужащих РККА и партизан.
Дела в отношении изменников, военных преступников и лиц, принимавших участие в преступлениях против мирного населения и военнослужащих (партизан), рассматривались в предельно сжатые сроки – не более 2-х дней. Приговоры, вынесенные военно-полевыми судами и военными трибуналами подлежали немедленному исполнению. Обжалование приговора суда предусмотрено не было.
Военно-полевые суды и военные трибуналы являются крайней формой отправления военного правосудия, применяемой только во время войны.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ: