История бронетанковых войск насчитывает немногим более 100 лет. В настоящее время бронетанковые войска (БТВ), составляют основную ударную силу сухопутных войск российской армии. Это один из родов войск, служба в которых доступна призывникам, а не только контрактникам. К тому же, к воинам-танкистам предъявляются несколько пониженные требования по категории годности (А, 1Б) и по росту (не выше 175 см), что делает их более доступными для желающих посвятить жизнь служению Родине в войсках.

О том, что такое бронетанковые войска, какие требования предъявляются кандидатам на службу и какие трудности придется испытать новобранцам, пойдет речь в статье.

 Исторический экскурс 

Предпосылкой создания боевых машин, способных преодолевать хорошо укрепленные, эшелонированные позиции противника, послужила ситуация, сложившаяся на фронтах Первой мировой войны. «Окопная» война показала бесперспективность использования для прорыва обороны противника артиллерии, кавалерии и пехоты, которая увязала в фортификационных сооружениях, не в силах преодолеть легкие проволочные заграждения и укрепленные огневые точки, ведущие перекрестный обстрел штурмуемых позиций.

Требовалось принципиально новое оружие, способное изменить сложившееся стратегическое равновесие. И оно было найдено англичанами к 1916 году. Датой рождения бронетанковых войск, принято считать дату 15 сентября 1916 года, когда, в операции по прорыву немецкой обороны, англичане впервые использовали танки в районе реки Сомме.

 Танковые войска в СССР 

Российская Империя в Первую мировую войну вошла технически отсталым государством, не имевшем в своем арсенале танков. Поэтому, вся история создания танковых войск, как нового рода вооруженных сил, пришлась на советский период.

К середине 20-х годов советскими военными специалистами был оценен высокий ударный потенциал танков и была поставлена задача по созданию собственных боевых машин. Основой для них послужил танк французского производства Renauln FN-17  («Русский Рено») который был закуплен по лицензии и производился под индексом Т-18 на заводе «Красное Сормово».

Именно этот танк послужил основой для разработки уже чисто отечественных машин, под индексом «Т», и остальных советский танков (КВ, ИС и др.). Прорывными для танковых войск явился конец 30-х годов. Накануне войны с Германией (1941-1945 г.г.) были созданы танки Т-34, КВ-1, немного позднее (1943 г.) - танки серии ИС.  

 Служба в танковых войсках 

Исторические факты свидетельствуют о том, что «элитность» воинских формирований, и даже родов войск (ВДВ), обусловлены не физической подготовкой бойцов, которые призваны решать тактические задачи, а эффективностью применения  вооружения на поле боя и его вклада в завоевание стратегического превосходства. До сих пор БТВ являются основной ударной силой российской армии, в условиях внеядерного военного конфликта. Россия с 1943 года удерживает пальму первенства по насыщенности войск танками.

РИСУНОК 1

На европейском театре военных действий она превосходит совокупные возможности потенциального противника (НАТО), более чем в 2 раза. Значимость этого рода войск определяет особое положение  танкистов в стратегической доктрине вероятной войны.

 Кого берут в танкисты 

В танковые войска, молодой человек призывного возраста, может попасть по призыву. Служба в них – тяжела и не столь романтична, как в распиаренных «спецназах». Связано это с особенностями этого вида вооружения:

  1. Требует тяжелого физического труда (все работы по обслуживанию и поддержанию боеспособности танка выполняются силами экипажа);
  2. Высокими динамическими нагрузками (каждый выстрел сопровождается массой поражающих факторов для организма танкиста - звуковое воздействие, ведущее к ослаблению слуха, химическое воздействие – постоянный контакт с ГСМ, отравляющим действием пороховых газов после выстрела, вибрационными травмами в результате работы двигателя, передвижением по пересеченной местности и отдачи орудия);
  3. Замкнутым пространством, порождающим клаустрофобию – боязнь замкнутых пространств.

Танкист должен уметь противостоять этим отрицательным факторам и сохранять боеспособность, даже после поражения танка противотанковым средством:

  • миной;
  • снарядом;
  • ракетой;
  • объемным взрывом;
  • ядерным зарядом и т.п.

 Требования к призывникам 

Ограниченное замкнутое пространство боевой машины предъявляет особые требования к танкистам:

  • рост призывника не должен превышать 175 см. «Гренадерам» путь в танковые войска заказан;
  • крепкой костно-мышечной системой. Юношам субтильного телосложения сложно справляться с высокими физическими нагрузками;
  • высокой обучаемостью. Все члены экипажа должны за время службы освоить смежные специальности, чтобы, в случае вывода из строя одного члена экипажа, суметь взять на себя его обязанности;
  • высокой психологической устойчивостью. Танк – машина, которая не только стреляет, но и давит врага гусеницами. По выходу из боя приходится очищать его от того, что осталось от тел поверженного противника.

  Критерии отбора в военкомате 

Как было сказано выше, предпочтение при отборе отдается:

  • молодым людям, рост которых не ниже 150 см и не выше 175 см., крепкого телосложения;
  • категория годности в танковых войсках А или Б, ограничения в основном по зрению. Оно не должно отличаться от нормы «1» более чем на ± 0,5 единицы;
  • не допускается дальтонизм в любой форме, даже с ослаблением цветового восприятия.
  • психологические тесты направлены на выявление лиц со скрытыми формами психических заболеваний (шизофрения, истерия, цереброастенический синдром, биполярное расстройство, реактивный психоз, склонность к употреблению алкоголя или наркотических веществ, патологические сексуальные предпочтения), по перечню «Расписания болезней» для отбора на военную службу.

 Служба в БТВ по контракту 

Основной контингент служащих танкистов – это контрактники. Самой востребованной специальностью является воинская профессия механика-водителя.  В военкоматах всегда есть вакансии на эту должность. Связано это с рядом факторов:

Не смотря на высокую степень автоматизации управления тяжелой боевой машиной, механик-водитель, как никто иной среди экипажа, испытывает высокие динамические и статические нагрузки,;

В его обязанности входит обслуживание силовых агрегатов танка (двигателей, а так же трансмиссии, гидросистем, электрооборудования);

При выполнения боевых заданий, особенно на марше, механик-водитель не может отвлекаться или отдыхать, в отличие от других членов экипажа;

Место механика-водителя обуславливает нахождение внутри танка большую часть рабочего времени, в статичном положении, что негативно сказывается на опорно-двигательном аппарате.

Таким образом, по целому ряду показателей эта специальность относится к категории вредных. Однако, именно это обуславливает высокую оплату труда, делающею специальность привлекательной для людей, привыкших к работе с тяжелыми транспортными средствами (тягачами, тракторами) и воспринимающих такую деятельность как само-собой разумеющее.

Помимо управления танком механик-водитель должен уметь:

  • в совершенстве знать устройство и технические возможности всех агрегатов танка, порядок их эксплуатации и периодичность обслуживания;
  • во внебоевой обстановке проводить плановый ремонт и обслуживание боевой машины;
  • подготавливать машину к форсированию водных преград, сложных участков пересеченной местности, понтонных переправ и мостов, а так же парковку на платформы для перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом;
  • знать вооружение боевой машины, в необходимых случаях уметь заменить наводчика для ведения стрельбы. Владеть личным оружием.

Перечисленные навыки нарабатываются только с приобретением опыта. Срок обучения специальности составляет 6 месяцев, но классными специалистами водители танков становятся только про прошествии нескольких лет.

Одновременно с ростом мастерства, растет и материальное вознаграждение за службу в этой непростой должности.

Показателями высокого профессионализма являются:

  • доведение до автоматизма движений, связанных с органами управления многотонной машиной;
  • способность одновременно управлять танком и контролировать окружающую ситуацию, внезапно возникающие препятствия или опасности;
  • сохранять боеспособность в условиях дефицита времени для сна и отдыха, так как механику приходится тратить значительно больше времени на обслуживание агрегатов чем другим членам экипажа;

 

При рассмотрении заявлений кандидатов на заключение контракта, военкоматы отдают предпочтение лицам, проходившим службу по призыву в танковых войсках, или имеющих гражданскую специальность водителей гусеничной сельхозтехники, трактористов-машинистов, бульдозеристов, водителей строительных и асфальтоукладывающих машин.

 

Попасть в танковые войска по призыву можно, хотя, более 90% танкистов – служат на контрактной основе. Это обусловлено высокой насыщенностью танка сложной электронной техникой, длительным сроком подготовки специалистов (для механика-водителя - не менее 6 месяцев), высокой стоимостью обучения, что делает не рациональными затраты на подготовку новобранцев, со сроком службы 1 год.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

 Танковые войска России (танковая история, управление, как стать танкистом, учебные заведения) 

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Добавить комментарий
Поиск по сайту
Последние статьи
Интересные статьи
Последние комментарии
Форма входа

Внимание! Если Вы хотите бесплатно проконсультироваться у юриста, то просим обратить ваше внимание на информацию ниже:

В связи с большим числом вопросов в комментариях к статьям, мы не успеваем дать ответы всем и вовремя, поэтому чтобы не потерять Вашего времени, мы сообщаем что сейчас проходит акция, которая позволяет оставить заявку на бесплатную консультацию юристам вашего региона. Форма для бесплатной заявки находится тут, переходите по ссылке и в самой форме пишите о вашей проблеме.

 

Закрыть