Война – является крайней формой разрешения конфликтной ситуации, возникшей между государствами, политическими или социальными группами, отдельными этносами или сторонниками религиозных течений. Самое простое и емкое определение войны дал военный теоретик фон Клаузевиц: «война есть продолжение политики иными средствами». И средства эти - не всегда соответствуют общепринятым понятиям о допустимости насилия, средствах и методах ведения войны, гуманном обращении с пленными и гражданским населением противника. Чем непримиримее конфликт, тем больше вероятность того, что один или несколько противников в военном противостоянии нарушат допустимые границы применения насилия и превратятся в военных преступников, не смотря на то, что действовали в соответствии с приказом.

О том, что такое военное преступление и как осуществляется суд над военными преступниками, пойдет речь в статье.

 Понятие военного преступления и когда оно возникло 

Не смотря на то, что войны велись человечеством с начала его осмысленной разумной деятельности, задолго до возникновения государств, понятие допустимого и недопустимого в обычаях ведения войны появилось относительно недавно. Окончательно оно было сформулировано в 1949 году, в ч.2 ст.8 Римского статута (устава) которым регламентируется деятельность Международного уголовного суда.

РИСУНОК "Избиение гражданского населения во время Тридцатилетней войны (еще не военное преступление)"

Статут установил отличия воинских преступлений, которые определяются каждым государством самостоятельно и фиксируются в национальных уголовных кодексах, от военных преступлений, исчерпывающий перечень которых закреплен в подпунктах а) и б) указанной статьи Устава Международного уголовного суда:

 ПЕРЕЧЕНЬ "Военные преступления" 

Не смотря на то, что понятие военного преступления было закреплено в международном праве в 1949 году, первое осуждение военных преступников состоялось тремя годами раньше – во время проведения Международного военного трибунала в Нюрнберге (10 ноября 1945 – 1 октября 1946 г.г.), второе – во время Международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токийский суд над военными преступниками), проходившего с 3 мая 1946 по 12 ноября 1948 г.г.

Результатами деятельности этих военных трибуналов стал не только суд над военными преступниками, но и выработка понятий:

  • преступления против мира – объективная сторона которых состоит в посягательстве на общественные отношения, обеспечивающие мир и безопасность человечества и бесконфликтное существование государств;
  • военные преступления – включает в свой состав весь перечень, закрепленный в Уставе Международного уголовного суда;
  • преступления против человечности – объективная сторона этих преступлений заключается в посягательстве на общественные отношения, закрепляющие основные, неотъемлемые права и свободы людей, охраняемые международным гуманитарным правом.

РИСУНОК "Убийство семьи (Збров, Украина 1941 г.)"

 НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС – отправная точка международного законодательства о военных преступлениях 

В мае 1945 года отгремели последние бои на территории Европейского театра военных действий. Капитулировала Германия – основной виновник развязывания Второй Мировой войны. Перед коалицией союзников, которые в Европе были представлены вооруженными силами СССР, США, Великобритании (с экспедиционными войсками её доминионов: Австралии, Индии и Новой Зеландии, Канады) встал вопрос о судьбе политического и военного руководства поверженной страны. Организации судебного процесса над военными преступниками.

Уважая историческую роль Франции, как одной из держав, на протяжении всей западноевропейской истории игравшей значительную роль в политической жизни континента, она, не смотря на позорное поражение в войне с Германией в 1940 году, была объявлена «страной-победительницей» и  включена в состав участников Международного военного трибунала.

РИСУНОК "Судьи Международного военного трибунала в Нюрнберге"

 Отношение стран-победительниц к суду над военными преступниками стран «Оси» 

Формирование позиции о предании суду военных преступников побежденных стран начало формироваться задолго до подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Принципиальное решение было принято во время Тегеранской конференции (в 1943 году) и подтверждено во время Ялтинской конференции (1945 год) в которых принимали участие руководители Великобритании, СССР и США.

Формирование позиций о выработке принципов, в соответствии с которыми будет действовать Международный военный трибунал, продолжались вплоть до его начала – в ноябре 1945 года.

Сложность выработки законодательной и процессуальной основы деятельности, по которой будет проходить суд над военными преступниками,  была связана с кардинальными отличиями в политическом устройстве стран-союзниц, идеологическом и правовом устройстве судебных систем. Великобритания в 1945 году была Империей, владевшей самыми большими в мире колониями, США – имела республиканскую форму правления и резко негативно относилась к колониальным притязаниям Великобритании. Включенная в состав трибунала Франция – переживала период восстановления государственности после пятилетней оккупации германскими войсками и занимала в 1945 году промежуточное положение в государственном устройстве – в ней очень сильны были позиции социалистов и коммунистов. СССР – являлся непримиримым антагонистом капиталистической модели устройства общества.

Большие сложности сопровождали процессуальную сторону проведения процесса. В Великобритании и США действовала «прецедентная» система права, во Франции и СССР – «континентальная», основанная на верховенстве кодифицированных актов над судебным прецедентом.

Разработчикам Устава Международного военного трибунала пришлось идти на компромиссы, чтобы не затягивать проведение процесса. Тем более, что начали оправдываться надежды поверженного политического руководства Германии на раскол в лагере союзников.

 Особенности правоприменения по отношению к военным преступникам нацистской Германии 

Самой существенной особенностью явилось исключение из принципов правосудия «презумпции невиновности», которая действовала в законодательстве всех стран-участниц Международного военного трибунала. Это означало, что все подсудимые «a priori» признавались виновными.

Второй особенностью являлось исключение из предмета рассмотрения военных преступлений, совершенных государствами-победителями.

Для Великобритании были исключены из обсуждаемых вопросов её действия на территории колоний, в период с 1940 по 1945 годы, и нанесение массированных воздушно-бомбовых ударов по городам Германии, в результате которых число жертв среди мирного населения в десятки раз превысило жертвы среди военнослужащих;

Для США – «нежелательные» для них вопросы интернирования и содержания в концентрационных лагерях всех выходцев из Германии и Японии. Не подлежало обсуждению главное военное преступление США – атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки.

Советский Союз объявил «табу» на обсуждение вопросов, связанных с включением в состав СССР территорий Западной Украины, Западной Белоруссии, прибалтийских государств и отторжения у Румынии Бессарабии, а так же любых вопросов, связанных с действиями военнослужащих во время ведения боевых действий в Восточной Пруссии. 

Были предприняты попытки придать процессу исключительно «уголовный» характер, акцентируя внимание на действиях подсудимых, без учета политической заинтересованности в вынесении приговоров. Избежать этого полностью не удалось. Процесс носил политический характер. Впервые осуждались не конкретные лица, а государство и политический строй в целом. Отголоски применения принципа «коллективной ответственности» прозвучали в признании преступными структур, существовавших в Германии в период с 1933 по 1945 года:

  • Нацистской партии Германии (НСДАП);
  • Охранных отрядов (СС).

 Использование опыта Нюрнбергского процесса в последующих судах над военными преступниками 

Принципы, выработанные до начала работы Международного военного трибунала, закрепленные в его уставе, а в 1949 году положенные в основу Устава Международного уголовного суда,  неоднократно применялись в послевоенной истории.

Они полностью были повторены во время проведения процесса на военными преступниками Японии, поверженной совместными усилиями США и СССР (при участии войск Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Китая). Ко времени начала процесса (в 1946 году) взаимоотношения между бывшими союзниками полностью разладились. По итогам окончания Второй мировой войны СССР отказался от оккупации японского острова Хоккайдо, ограничившись возвращением южной части острова Сахалин и включением в состав СССР южных островов Курильского архипелага.

Японские войска не входили на территорию нашего государства. Военных преступлений на нашей территории не совершали. Заинтересованность в участии в Токийском процессе была невелика. Хотя, как государство-победитель, СССР имел на нем своих представителей – члена военного трибунала и прокурора.

РИСУНОК "Состав суда Токийского военного трибунала"

 Суды над военными преступниками в современной истории 

После окончания Второй мировой войны Международный военный трибунал создавался (по инициативе ООН) дважды.

 Международный военный трибунал по Руанде 

Действовал как вспомогательный орган Совета безопасности ООН с 1994 по 2015 годы. Причиной создания международного суда для осуждения военных преступлений послужили акты геноцида, имевшие место в ходе межплеменной войны населявших Руанду племен тутси и хуту.

Обладая численным превосходством и преимуществом в военной силе, племена хуту устроили геноцид народа тутси. По оценочным данным его жертвами стали более 500 тысяч этнического меньшинства тутси. Не смотря на то, что в геноциде участвовало почти все население народности хуту, к ответственности были привлечены только главные организаторы – входившие в состав политического руководства действовавшего в тот период правительства Руанды.

РИСУНОК "Геноцид в Руанде"

 Международный военный трибунал по бывшей Югославии 

Легитимность этого трибунала никогда не признавалась Россией. Основная причина – применение при рассмотрении военных преступлений «презумпции виновности», так же, как вовремя Нюрнбергского процесса. Обвинения выдвигались только против сербских военных и политических деятелей, в то время, как обвинения в отношении албанских и хорватских военных, совершавших акты геноцида в отношении сербов, были исключены из предмета рассмотрения.

N.B! Единственный положительный результат этого судилища – к военным преступлениям против человечности были отнесены изнасилования женщин во время вооруженного конфликта, которые отныне воспринимаются как акт геноцида.

РЕЗЮМЕ

Осуществлять суд над военными преступниками – занятие не благодарное. Все, имевшие место в истории процессы, преследовали политические цели, хотя, уставы создававшихся трибуналов тщательно скрывали это, пытаясь перевести рассмотрение в плоскость уголовных преступлений. Военные преступления, безусловно, заслуживают сурового наказания, но более эффективно это делать в рамках судебной системы, существующей в странах, подвергшихся агрессии или геноциду. Международный военный трибунал по Руанде не вынес ни одного смертного приговора, в то время как суды Руанды, после урегулирования межэтнического конфликта, вынесли более 100 смертных приговоров в отношении участников и организаторов массовых убийств тутси.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Добавить комментарий

Поиск по сайту

Интересные статьи
Последние комментарии
Форма входа

Внимание! Если Вы хотите бесплатно проконсультироваться у юриста, то просим обратить ваше внимание на информацию ниже:

В связи с большим числом вопросов в комментариях к статьям, мы не успеваем дать ответы всем и вовремя, поэтому чтобы не потерять Вашего времени, мы сообщаем что сейчас проходит акция, которая позволяет оставить заявку на бесплатную консультацию юристам вашего региона. Форма для бесплатной заявки находится тут, переходите по ссылке и в самой форме пишите о вашей проблеме.

 

Закрыть