Профессия военного летчика требует постоянного совершенствования навыков, поддержания теоретических и практических знаний на высоком уровне. Только так возможно достижение в боевой обстановке перед над потенциальным противником. Осознание того, что ранжирование летного состава по уровню боевой подготовки является стимулирующим фактором, отражающемся не только на самооценке военного специалиста, но и являющегося значительным материальным стимулом, появилось у командования военно-воздушных сил еще на заре развития авиации. Именно тогда было принято решение о присвоении военным летчикам классной квалификации, позволяющей различать пилотов, при равных должностях и воинских званиях.
О том, как появилась классность ВВС, и какие классы военных летчиков существуют в современных ВВС (РКС), пойдет речь в статье.
Немного истории
Впервые идея выделения военных специалистов, обладающих выдающимися навыками в совей военной специальности, родилась не в авиации, а в кавалерии. В 1936 году этот род войск был еще актуален, не смотря на перевод большинство родов войск на моторизованные средства ведения войны.
Народный комиссариат обороны в то время возглавлял маршал К.Е. Ворошилов, приверженец «старой» школы, времен гражданской войны. К тому же, не имевший военного образования. Большое влияние на формирование его взглядов оказывал его старый друг и боевой соратник по боям времен гражданской войны – маршал С.М. Буденный. Командовавший конницей Красной Армии и стремившийся сохранить ее значение не смотря на то, что практика развития войск потенциального противника указывала на то, что конница, как ударная сила в современной войне больше не актуальна.
Именно с подачи этих высокопоставленных военных в кавалерии РККА, для особо квалифицированных специалистов, были учреждены классы для конных разведчиков-наблюдателей и соответствующие знаки отличия – нагрудные знаки.
Классы военных летчиков
В авиацию ранжирование по классам пришло через 4 года после окончания Великой Отечественной войны, в 1949 году. Первоначально был утвержден знак классности, не имевший степеней. Он вручался всем специалистам, показывающим наиболее высокие достижения, по сравнению с основной массой военных летчиков. Вручали его не только летчикам, но и другим специалистам летного состава: штурманам, техникам, специалистам ИАС.
Но уже в 1950 году, по ходатайству главкома ВВС СССР генерал-полковника П.Ф. Жигарева, Совет Министров СССР приняли постановление о ранжировании классной квалификации летчиков. Первоначально было установлено три класса:
- 3-й, низший;
- 2-й, средний;
- 1-й, высший.
Одновременно с принятием постановления о присвоении классной квалификации Совмином СССР, приказом Военного Министра № 085 было утверждено положение о награждении нагрудными знаками 1-го, 2-го, 3-го классов летчиков, выполняющих полеты в сложных условиях, и одновременного ежемесячного материального стимулирования – надбавки к воинским окладам по должности.
Были утверждены критерии, которым военнослужащие должны были отвечать, для того, чтобы им присваивались классы военных летчиков.
Поскольку речь шла о летной и боевой работе, во главу угла были положены именно летные навыки – способность летчика выполнять полеты в ночное время, при сложных метеорологических условиях, вне видимости земли, с ориентацией по радионавигации, позволявшей совершать «слепые» полеты.
Первым военным летчиком, которому была присвоен первый класс, был командующий истребительной авиации ВВС СССР, Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник, (в последствии Маршал авиации) Е. Я. Савицкий, отец космонавта, Дважды Героя Советского Союза Светланы Савицкой, которая, являясь полковником ВВС, так же имела знак классности – «Мастер».
В 1959 году к существующим классам был добавлен еще один: «Летчик-снайпер», который присваивался военным летчикам, имеющим 1-й класс, за повышенное количество часов налета и выполнение заданий на боевое применение, увенчавшееся поражением или уничтожением цели.
Немного позднее, в 1961 году, специальные знаки классности для летного состава были упразднены. Вводился единый знак для всех родов войск. К трем существовавшим классам была добавлена классность ВВС «Мастер» - «М» на щитке знака. Нововведение было негативно воспринято военными летчиками, традиционно носившими особую форму (так же как военные моряки). К тому же, приобретать знак классности надо было за деньги. То есть, классность присваивалась аттестационной комиссией, но знак не выдавался. Его можно было купить в магазинах «Военторга» при предъявлении удостоверения о классности.
Однако, пять лет спустя, специальные знаки классности для военных летчиков были восстановлены, за основу были взяты знаки образца 1950 г.
Классность ВВС «Лётчик-снайпер»
В 1971 году, по инициативе Первого заместителя командующего ВВС Московского ВО, Трижды Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации (в последствии Маршала авиации), И.Н. Кожедуба, была восстановлена высшая категория классности «Летчик-снайпер».
Было изменено положение о присвоении этой классности. Её присваивали летчикам 1-го класса, сдавшим квалификационный теоретический и практический экзамены, в совершенстве владеющими техникой самолетовождения, в совершенстве знающим авиационную технику и владеющими тактикой воздушного боя.
Классы военных летчиков такие, как «Летчик-снайпер» на рассмотрение аттестационной комиссии представлялись военные летчики, имеющие:
- Не менее 1 500 часов налета»
- Трижды, в течении последних трех лет перед представлением, подтверждавшим квалификацию летчика 1-го класса;
- Имеющих средний бал по итогам боевого применения не ниже 4,96;
- Не имевшим ни одной поломки авиатехники, ее повреждения или аварий за предшествующий представлению год.
Кроме существенной материальной прибавки к окладу по должности, присвоение квалификации «Летчик-снайпер» повышало воинское звание на одну ступень, но не выше звания полковника ВВС. Классная квалификация присваивалась приказом МО СССР.
Классность ВВС «Военный летчик инструктор»
Новый вид классности был учрежден в 1980 году. Предусматривал трехступенную градацию: 1,2,3 классы. Присваивались летчикам, ведущим преподавательскую деятельность в высших военно-воздушных училищах, а так же наставникам, за которыми были закреплены молодые летчики, после окончании летных училищ.
Классы военных летчиков после распада СССР
В 1995 году были учреждены новые положения о присвоении классности военным летчикам, а так же изменен дизайн нагрудных знаков.
Были сохранены степени классности: 3-я, 2-я, 1-я, «Летчик-снайпер». Критерием присвоения классности, помимо теоретических и практических навыков, стали часы налета:
- для 3-го класса – не менее 300 часов На всех типах вертолетов или самолетов);
- для 2-го – не менее 400;
- для 1-го – не менее 500;
- для «летчика-снайпера» - не менее 1 500.
Был установлен нагрудный знак «Военный летчик» без присвоения классности. Он вручался всем выпускникам военно-воздушных училищ при присвоении звания «лейтенант» и квалификации «военный летчик».
Современная система классности в ВВС
Современная система присвоения классности установлена Постановлением Правительства РФ №396, от 23.05.2000 г. Этим нормативным актом было изменено название квалификационной комиссии, имеющей право присваивать классность ВВС. В настоящее время она именуется: «Центральная квалификационная комиссия летного состава государственной авиации при МО РФ».
Кроме переименования квалификационного органа, были установлены классности для:
- летчиков (штурманов) – 4-х классов;
- летчиков (штурманов)-инструкторов – 3-х классов;
- бортовых специалистов – 4-х классов (вместо высшей квалификации «снайпер», высшая квалификация бортового специалиста – «мастер»).
Присвоенная классная квалификация не вечна. Она требует периодического подтверждения:
- для специалистов 3-го класса – каждые 2 года;
- для специалистов 2-го, 1-го и «снайпер»/»мастер» - каждые 3 года.
Классная квалификация присваивается последовательно, от низшей (3-го класса) к высшей. Не допускается присвоение классной квалификации через ступень, или сразу высшей степени, минуя низшую.
Военные летчики и специалисты летно-подъемного состава, имеющие классную квалификацию имеют право на надбавку к окладу по должности, который составляет для:
Летчиков/штурманов
- 3-го класса – б/н;
- 2-го класса – 20%;
- 1-го класса – 30%;
- «снайпер» - 40%.
Летчики/штурманы-инструкторы
- 2-го класса – 20%;
- 1-го класса – 30%;
Бортовые специалисты
- 3-го класса – б/н;
- 2-го класса – 10%;
- 1-го класса – 20%;
- «мастер» - 30%;
Критерии присвоения классности
- 3-й класс, военный летчик, имеющий необходимое количество часов налета, подготовленный к ведению боевых действий в простых метеоусловиях в дневное время;
- 2-й класс, военный летчик имеющий подготовку к ведению боевых действий в сложных метеоусловиях в дневное время и в простых метеоусловиях в ночное время;
- 1-й класс, летчик, подготовленный к ведению боевых действий в сложных метеоусловиях в любое время суток, при минимуме погоды;
- Летчик-снайпер, имеющий налет не менее 1 500 часов в сложных метеорологических условиях, днем и ночью, при минимуме погоды, и выполнивший установленное количество вылетов на боевое применение, выполненных на оценку «отлично».
Классы военных летчиков штурманам и бортовым специалистам присваиваются в соответствии с регламентами, установленными Министром обороны РФ. Для них устанавливаются собственные критерии для присвоения классной квалификации, зависящие от вида выполняемых работ на борту летательного аппарата.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- ДД военного летчика (оклад, надбавки, законы, сколько в цифрах)
- Служба в ВКС (по призыву, контрактная служба, отбор и др.)
- Форма одежды летчиков-военнослужащих
- Как стать летчиком на военной службе (о авиации, летные специальности, направления летчиков, как поступить, требования)
- Пенсия летчиков-военнослужащих
- Академия ВВС РФ (структура, специальности, отбор, прием, требования, возраст и т.д.)
- Авиационные училища летчиков военнослужащих: требования и др.
- Звания в ВВС РФ