Профессия военного летчика требует постоянного совершенствования навыков, поддержания теоретических и практических знаний на высоком уровне. Только так возможно достижение в боевой обстановке перед над потенциальным противником.  Осознание того, что ранжирование летного состава по уровню боевой подготовки является стимулирующим фактором, отражающемся не только на самооценке военного специалиста, но и являющегося значительным материальным стимулом, появилось у командования военно-воздушных сил еще на заре развития авиации. Именно тогда было принято решение о присвоении военным летчикам  классной квалификации, позволяющей различать пилотов, при равных должностях и воинских званиях.

О том, как появилась классность у военных летчиков, и какие классы существуют в современных ВВС (РКС), пойдет речь в статье.

 Немного истории 

Впервые идея выделения военных специалистов, обладающих выдающимися навыками в совей военной специальности, родилась не в авиации, а в кавалерии. В 1936 году этот род войск был еще актуален, не смотря на перевод большинство родов войск на моторизованные средства ведения войны.

Народный комиссариат обороны в то время возглавлял маршал К.Е. Ворошилов, приверженец «старой» школы, времен гражданской войны. К тому же, не имевший военного образования. Большое влияние на формирование его взглядов оказывал его старый друг и боевой соратник по боям времен гражданской войны – маршал С.М. Буденный. Командовавший конницей Красной Армии и стремившийся сохранить ее значение не смотря на то, что практика развития войск потенциального противника указывала на то, что конница, как ударная сила в современной войне больше не актуальна.

Именно с подачи этих высокопоставленных военных в кавалерии РККА, для особо квалифицированных специалистов, были учреждены классы для конных разведчиков-наблюдателей и соответствующие знаки отличия – нагрудные знаки.

 Классность в авиации 

В авиацию ранжирование по классам пришло через 4 года после окончания Великой Отечественной войны, в 1949 году. Первоначально был утвержден знак классности, не имевший степеней. Он вручался всем специалистам, показывающим наиболее высокие достижения, по сравнению с основной массой военных летчиков. Вручали его не только летчикам, но и другим специалистам летного состава:  штурманам, техникам, специалистам ИАС.

Но уже в 1950 году, по ходатайству главкома ВВС СССР генерал-полковника П.Ф. Жигарева, Совет Министров СССР принял постановление о ранжировании классной квалификации летчиков. Первоначально было установлено три класса:

  • 3-й, низший;
  • 2-й, средний;
  • 1-й, высший.

Одновременно с принятием постановления о присвоении классной квалификации Совмином СССР, приказом Военного Министра № 085 было утверждено положение о награждении нагрудными знаками 1-го, 2-го, 3-го классов летчиков, выполняющих полеты в сложных условиях, и одновременного ежемесячного материального стимулирования – надбавки к воинским окладам по должности.

Были утверждены критерии, которым военный летчик должен был отвечать, для того, чтобы претендовать на присвоение классности.

Поскольку речь шла о летной и боевой работе, во главу угла были положены именно летные навыки – способность летчика выполнять полеты в ночное время, при сложных метеорологических условиях, вне видимости земли, с ориентацией по радионавигации, позволявшей совершать «слепые» полеты.

Первым военным летчиком, которому была присвоен первый класс, был командующий истребительной авиации ВВС СССР, Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник, (в последствии Маршал авиации) Е. Я. Савицкий, отец космонавта, Дважды Героя Советского Союза Светланы Савицкой, которая, являясь полковником ВВС, так же имела знак классности – «Мастер».

В 1959 году к существующим классам был добавлен еще один: «Летчик-снайпер», который присваивался военным летчикам, имеющим 1-й класс, за повышенное количество часов налета и выполнение заданий на боевое применение, увенчавшееся поражением или уничтожением цели.

Немного позднее, в 1961 году, специальные знаки классности для летного состава были упразднены. Вводился единый знак для всех родов войск. К трем существовавшим классам была добавлена классность «Мастер» - «М» на щитке знака. Нововведение было негативно воспринято военными летчиками, традиционно носившими особую форму (так же как военные моряки). К тому же, приобретать знак классности надо было за деньги. То есть, классность присваивалась аттестационной комиссией, но знак не выдавался. Его можно было купить в магазинах «Военторга» при предъявлении удостоверения о классности.

Однако, пять лет спустя, специальные знаки классности для военных летчиков были восстановлены, за основу были взяты знаки образца 1950 г.

 «Летчик-снайпер» 

В 1971 году, по инициативе Первого заместителя командующего ВВС Московского ВО, Трижды Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации (в последствии Маршала авиации), И.Н. Кожедуба, была восстановлена высшая категория классности «Летчик-снайпер».

Было изменено положение о присвоении этой классности. Её присваивали летчикам 1-го класса, сдавшим квалификационный теоретический и практический экзамены, в совершенстве владеющими техникой самолетовождения, в совершенстве знающим авиационную технику и владеющими тактикой воздушного боя.

К рассмотрению на присвоение классности «Летчик-снайпер» аттестационной комиссии представлялись военные летчики, имеющие:

Не менее 1 500 часов налета»

Трижды, в течении последних трех лет перед представлением, подтверждавшим квалификацию летчика 1-го класса;

Имеющих средний бал по итогам боевого применения не ниже 4,96;

Не имевшим ни одной поломки авиатехники, ее повреждения или аварий за предшествующий представлению год.

Кроме существенной материальной прибавки к окладу по должности, присвоение квалификации «Летчик-снайпер» повышало воинское звание на одну ступень, но не выше звания полковника ВВС. Классная квалификация присваивалась приказом МО СССР.

 Классность «Военный летчик инструктор» 

Новый вид классности был учрежден ТВ 1980 году. Предусматривал трехступенную градацию: 1,2,3 классы. Присваивалась военным летчикам, ведущим преподавательскую деятельность в высших военно-воздушных училищах, а так же наставникам, за которыми были закреплены молодые летчики, после окончании летных училищ.

 Изменения классности после распада СССР 

В 1995 году были учреждены новые положения о присвоении классности военным летчикам, а так же изменен дизайн нагрудных знаков.

Были сохранены степени классности: 3-я, 2-я, 1-я, «Летчик-снайпер». Критерием присвоения классности, помимо теоретических и практических навыков, стали часы налета:

  • для 3-го класса – не менее 300 часов На всех типах вертолетов или самолетов);
  • для 2-го – не менее 400;
  • для 1-го – не менее 500;
  • для «летчика-снайпера» - не менее 1 500.

Был установлен нагрудный знак «Военный летчик» без присвоения классности. Он вручался всем выпускникам военно-воздушных училищ при присвоении звания «лейтенант» и квалификации «военный летчик».

 Современная система классности в ВВС 

Современная система присвоения классности установлена Постановлением Правительства РФ №396, от 23.05.2000 г. Этим нормативным актом было изменено название квалификационной комиссии, имеющей право присваивать классность военным летчикам. В настоящее время она именуется: «Центральная квалификационная комиссия летного состава государственной авиации при МО РФ».

Кроме переименования квалификационного органа, были установлены классности для:

  • летчиков (штурманов) – 4-х классов;
  • летчиков (штурманов)-инструкторов – 3-х классов;
  • бортовых специалистов – 4-х классов (вместо высшей квалификации «снайпер», высшая квалификация бортового специалиста – «мастер»).

Присвоенная классная квалификация не вечна. Она требует периодического подтверждения:

  • для специалистов 3-го класса – каждые 2 года;
  • для специалистов 2-го, 1-го и «снайпер»/»мастер» - каждые 3 года.

Классная квалификация присваивается последовательно, от низшей (3-го класса) к высшей. Не допускается присвоение классной квалификации через ступень, или сразу высшей степени, минуя низшую.

Военные летчики и специалисты летно-подъемного состава, имеющие классную квалификацию имеют право на надбавку к окладу по должности, который составляет для:

Летчиков/штурманов

  • 3-го класса – б/н;
  • 2-го класса – 20%;
  • 1-го класса – 30%;
  • «снайпер» - 40%.

Летчики/штурманы-инструкторы

  • 2-го класса – 20%;
  • 1-го класса – 30%;

Бортовые специалисты

  • 3-го класса – б/н;
  • 2-го класса – 10%;
  • 1-го класса – 20%;
  • «мастер» - 30%;

 Критерии присвоения классности 

  • 3-й класс, военный летчик, имеющий необходимое количество часов налета, подготовленный к ведению боевых действий в простых метеоусловиях в дневное время;

  • 2-й класс, военный летчик имеющий подготовку к ведению боевых действий в сложных метеоусловиях в дневное время и в простых метеоусловиях в ночное время;

  • 1-й класс, летчик, подготовленный к ведению боевых действий в сложных метеоусловиях в любое время суток, при минимуме погоды;

  • Летчик-снайпер, имеющий налет не менее 1 500 часов в сложных метеорологических условиях, днем и ночью, при минимуме погоды, и выполнивший установленное количество вылетов на боевое применение, выполненных на оценку «отлично».

 

Присвоение классности штурманам военной авиации и бортовым специалистам производится в соответствии с регламентами, установленными Министром обороны РФ. Для них устанавливаются собственные критерии для присвоения классной квалификации, зависящие от вида выполняемых работ на борту летательного аппарата.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

 Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, чтобы как можно больше военнослужащих знали о своих правах! 

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Добавить комментарий

Комментарии

Мария

На днях разговаривала с соседом-военным, и узнала, что он летчик второго класса. Так и предположила, что он привилегированный летчик, но выспрашивать о конкретных преимуществах не стала. А здесь прямо все классы военных летчиков расписаны, и кто какие навыки имеет. С интересом прочитала!

Поиск по сайту

Последние статьи

Последние комментарии

  • Нормативы. Сдача нормативов для военнослужащих (срочная служба, контрактная служба)

    Дмитрий 03.12.2020 20:45
    Я считаю, что нормативы физ подготовки для военнослужащих - обязательны. Так же как и тесты на iq, и ...
     
  • Нормативы по возрастным группам военнослужащих (возрастные группы, таблицы, для чего нужны, о сдаче нормативов)

    Олег 03.12.2020 16:34
    Раньше, когда совсем молодой был, то нормативы сдавать было проще, а сейчас уже с возрастом, стало ...
     
  • Льготы при поступлении военнослужащих в ВУЗ (виды образования, льготы для солдат, контрактников, офицеров)

    Лариса 03.12.2020 00:15
    Очень интересное замечание в статье привлекло мое внимание. Сына призвали в армию этой осенью, значит ...
     
  • Нормативы ФИЗО в военное училище (для чего сдавать, требования к абитуриентам, оценка подготовки, таблицы)

    Марина 02.12.2020 18:16
    Думаю попробоваться в военную сферу, и уже мониторю списки подмосковных училищ. Беспокоили нормативы ...
     
  • Пенсия военных летчиков (кто имеет право на повышенную пенсию, сколько получают летчики на пенсии, формулы расчета и т.д.)

    Мария 01.12.2020 22:09
    Так и предполагала, что пенсия военных летчиков позволяет нормально жить. Ведь среди военных, летчик ...

Форма входа

Внимание! Если Вы хотите бесплатно проконсультироваться у юриста, то просим обратить ваше внимание на информацию ниже:

В связи с большим числом вопросов в комментариях к статьям, мы не успеваем дать ответы всем и вовремя, поэтому чтобы не потерять Вашего времени, мы сообщаем что сейчас проходит акция, которая позволяет оставить заявку на бесплатную консультацию юристам вашего региона. Форма для бесплатной заявки находится тут, переходите по ссылке и в самой форме пишите о вашей проблеме.

 

Закрыть