Отличительной особенностью всех военнослужащих является наличие у них воинских званий. Они позволяют различать служащих в положении на иерархической лестнице и восходят историческими корнями в глубокую древность. Звания в военно-воздушных силах тоже не исключение. О том, как происходила трансформация и развитие иерархии воинских званий в России – пойдет речь в статье.

 Когда появились звания военных летчиков 

Военная авиация, как род войск в России, насчитывает немногим более 100 лет. Она тесно связана с такими «техническими» родами войск, как военно-морской флот и инженерные войска, из числа офицеров и унтер-офицерского состава, которых был сформирован первый отряд военных летчиков, в количестве 12 человек. 

Не смотря на то, что первый отряд военных летчиков был сформирован в 1909 году, Высочайший Указ ЕИВ Николая II об образовании воздухоплавательных частей был издан только на следующий, 1910 год. А самостоятельным родом войск, военная авиация стала в 1912 году. В период, до оформления авиации в самостоятельный род оружия, воинские чины были приписаны по ведомствам, в которых они начинали воинскую службу. Соответственно, и звания у них сохранялись прежние. Подавляющее большинство первых военных летчиков имели звания: капитан-лейтенант флота ЕИВ и капитан инженерных войск.

В начале XX века популярным было представление о том, что воздушное пространство представляет собой «пятый» океан – наполненный эфиром. От этого зародилось представление о воздухоплавателях, как о покорителях «воздушного океана». Это повлекло заимствование некоторых понятий из терминологии военно-морского флота. К сожалению, воинских званий это не коснулось. Военные летчики получили такие же звания, как и служащие в других родах войск, в отличие от военных моряков, имеющих собственную систему воинских званий.

 Звания в военно-воздушных силах с 1918 по 1924 годы 

Большая часть истории отечественной военной авиации пришлась на советский период. 10 ноября 1917 решением ВЦИК и СНК, одобренным Совнаркомом РСФСР,  в армии и на флоте были упразднены.

Однако, уже в январе 1918 года, начальник 18 дивизии  И.П. Уборевич, ввел в подчиненных ему частях знаки отличия для командного состава, позволяющие определить старшинство военачальников по отношению к личному составу. В 1919 году, после утверждения единой воинской формы для всего личного состава Красной Армии, были установлены знаки различия. Однако, они не являлись воинскими званиями.

В период с 1918 по 1924 годы для всех звания военных летчиков были - «военлет» - сокращенное от «военный летчик», без указания на старшинство (чин).

 Воинские знания. Реформа 1924 года 

Ввела в войска персональные воинские звания. Так, в военно-воздушном флоте появилось звание «капитан» - которое присваивалось командирам воздушных судов. За исключением звания «капитан», которого не было в сухопутных войсках, остальные воинские «звания-должности» соответствовали общевойсковым.

С учетом специфики военно-воздушного флота звания военных летчиков были:

  • Командир экипажа (капитан);
  • Командир звена;
  • Зам. комеска (заместитель командира эскадрильи);
  • Комеск (командир эскадрильи);
  • Зам. ком. отдельной эскадрильи;
  • Ком. отдельной эскадрильи;
  • Замкомполка;
  • Комполка;
  • Замкомдива;
  • Комдив;
  • начальник ВВАУЛ (ВВАУШ);
  • начальник ЦБП;
  • зам.ком.авиационного корпуса;
  • ком. авиационным корпусом;
  • зам.ком. воздушной армии;
  • командующий воздушной армией;
  • зам.командующего ВТА, ДА (дальней авиации);
  • командующий ВТА, ДА;
  • зам.командующего ВВС;
  • командующий авиацией Главного командования;

Понятно, что такая сложная система званий-должностей, порождало неудобство в обращении между военнослужащими, а для рядового состава, который в указанный период редко имел даже начальное образование, была совершенно непонятной и сложной для запоминания.

Не смотря на это, система званий-должностей сохранилась вплоть до 1935 года – очередной реформы Красной Армии, в ходе которой были восстановлены существовавшие до революции 1917 года воинские звания (чины).

В 1937 году для курсантов, окончивших военные летные школы, было введено первое офицерское воинское звание – "младший лейтенант авиации". А в 1940 году – звание «генерал авиации».

Характерной особенностью межвоинского обращения в этот период являлось то, что к воинскому званию, обязательно должна была указываться приставка, указывающая на род войск - «авиацию». То есть, при обращении военнослужащий должен был произносить:

- Товарищ младший лейтенант авиации;

- Товарищ майор авиации и т.д.

Окончательно, звания в военно-воздушных силах, упорядочились к 1943 году, когда было учреждено высшее воинское звание «маршал авиации», а в последующем, 1944 году, звание «главный маршал авиации».

Звания «главный маршал авиации» было удостоено 7 летчиков, больше, чем в любом другом роде войск. Первым, в марте 1944 года, оно было присвоено командующему авиацией Красной Армии А.А. Новикову и, в августе 1944 года, командующему АДД (авиации дальнего действия – прообразу стратегической авиации) А.Е. Голованову.

N.B! А.Е. Голованов – единственный военный летчик, который  начал службу сразу со звания "подполковник", когда, в феврале 1941 года, был назначен на должность командира 212 полка дальней бомбардировочной авиации. До этого воинского звания не имел, (был шеф-пилотом гражданской авиации). К августу 1944 года, в 40 лет, был удостоен звания «Главного маршала» рода войск. То есть, чуть более, чем за 3 года (41 месяц), он прошел 7 ступеней старших и высших воинских званий.

 Звания военных летчиков (военно-технического состава военной авиации) 1935-1939 годы 

Не менее сложным было общение между нелетным (техническим) составом, занятым обслуживанием авиационной техники, авиационного вооружения и аэродромной службы. Для военнослужащих, структурно входящих в состав ВВС, но не относящимся к летно-подъемному составу, были установлены собственные звания (по возрастанию):

  • Мл. воентехник;
  • Воентехник 2 ранга;
  • Воентехник 1 ранга;
  • Военинженер 3 ранга;
  • Военинженер 2 ранга;
  • Военинженер 1 ранга;
  • Бригинженер;
  • Дивинженер;
  • Коринженер;
  • Арминженер.

Обязательно было указание приставки «авиации».

Например, к военинженеру 2 ранга, соответствовавшего воинскому званию «майор», следовало обращаться:

- Товарищ военинженер авиации 2-го ранга и т.д.

 Современная структура воинских званий в авиации 

В 1957 году, была проведена очередная военная реформа, она в основном, затронула системные преобразования в армейской структуре. Заложила предпосылку к появлению нового рода войск – РВСН, но не затронула системы воинских званий, окончательно сформировавшуюся к 1944 году. Единственным исключением, стало изъятие из воинского обращения к военным летчикам обязательной приставки «авиации». Отныне, всех  представителей ВВС следовало называть только по званию, не добавляя «авиации».

В 1984 году Указом ПВС СССР из системы званий военных летчиков были исключены звания: «Маршал авиации» и «Главный маршал авиации». Исключение звания "маршал рода войск" затронуло и другие рода войск. Последним, кому в 1991 году (не смотря на исключение звания из перечня), было присвоено звание «Главный маршал авиации», стал Е.И. Шапошников. Звание было присвоено в связи с назначением на должность Министра обороны СССР.

В настоящее время ВВС входят в структуру военно-космических сил (ВКС). Воинские звания полностью соответствуют званиям военнослужащих сухопутных войск. Младшим званием в ВКС является «рядовой", самым высшим – «генерал армии».

 Почетные звания военных летчиков 

В современной системе званий военных авиаторов, помимо воинских, присваиваются почетные звания (Закон РФ № 2555-1 от 20.03.1992 г.). Их три:

  • «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации»;
  • «Заслуженный военный штурман Российской Федерации»;
  • «Лётчик-космонавт Российской Федерации».

Эти почетные звания присваиваются Указом Президента РФ. Лицам, удостоенным почетного звания, вручается соответствующий нагрудный знак, выполненный из посеребренной бронзы, на прямоугольной колодке, обтянутой муаровой лентой цветов государственного флага РФ. Носится на правой стороне груди. На военном кителе располагается выше орденов, если такие имеются у награжденного.

Еще одним нововведением в Российской армии, касающейся военных летчиков, является присвоение воинского звания, на одну ступень выше, чем предусмотрено штатной должностью – «золотые погоны», военным летчикам-испытателям. Присвоение такого звания, не соответствующего должности, влечет увеличение денежного довольствия.

 

Звания в военно-воздушных силах позволяют не только соблюдать субординацию в общении военнослужащих между собой, но служат мощнейшим стимулом к добросовестному выполнению обязанностей и повышению профессиональных навыков.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Добавить комментарий

Комментарии
Виктор
С удовольствием прочитал эту статью. Узнал много интересного и полезного. Понравилось, что в небольшой статье компактно раскрыта история званий у военных летчиков. Мой сын увлекается всем, что касается военно-воздушных сил. Мечтает стать военным летчиком. Обязательно его ознакомлю с этой информацией. 
Егор
Изменения и коррективы в законодательство, регламентирующее воинские звания в авиации, вносятся регулярно по мере развития и совершенствования авиационной техники. Будучи летчиком на бомбардировщике-истребите ле, я очень подробно и детально изучал историю развития и совершенствования по вопросам субординации, начиная со времен Второй Мировой и заканчивая нашим временем. Этому вопросу на службе уделяется не менее серьезное внимание, как и военной подготовке, а также техническим знаниям в авиационных вопросах. 
Эдуард
Поправки в федеральном законодательстве относительно "золотых погон" пришлось принять, всем это понятно. Министерству обороны это нужно для того, чтобы обеспечить потребность в специалистах, которые остро необходимы для испытаний новых воздушных суден. И для работы с нынешним бортовым электронным оборудованием. И вооружением также. Эти средства непрерывно прогрессируют
Поиск по сайту

Интересные статьи
Последние комментарии
Форма входа

Внимание! Если Вы хотите бесплатно проконсультироваться у юриста, то просим обратить ваше внимание на информацию ниже:

В связи с большим числом вопросов в комментариях к статьям, мы не успеваем дать ответы всем и вовремя, поэтому чтобы не потерять Вашего времени, мы сообщаем что сейчас проходит акция, которая позволяет оставить заявку на бесплатную консультацию юристам вашего региона. Форма для бесплатной заявки находится тут, переходите по ссылке и в самой форме пишите о вашей проблеме.

 

Закрыть