История дерзаний человека и конструирования аппаратов, способных подняться в воздух и совершить полет, подобно птице, насчитывает более 2-х тысяч лет. Однако, несовершенство технологий, неразвитость теоретической базы в области аэродинамики, а главное – отсутствие двигателей, способных обеспечить подъемную силу аппарату тяжелее воздуха, отсрочили появления профессии пилота на многие века. А о том, как стать военным летчиком узнаете далее в статье.

 «Рождение» военной авиации 

С момента создания первых самолетов на рубеже XIX-XX веков, военные всех стран уделяли пристальное внимание экспериментам пионеров авиации. Уже были опробованы и показали высокую эффективность летательные аппараты легче воздуха – воздушные шары и дирижабли, широко использовавшиеся во время войн второй половины XIX века. Поэтому, как только был достигнут заметный прогресс в длительности полета и управляемости летательным аппаратом, военные нашли применение новому виду транспорта.

Первые военные самолеты, с 1909 года, начали использоваться для ведения наблюдения и разведки вражеских позиций. Первыми пилотами, применившими самолеты для атаки вражеских позиций, стали болгары во время Первой Балканской войны 1912-1913 г.г., атаковавшие турецкие позиции стальными дротиками и ручными бомбами. А уже к 1915 году, во время Первой Мировой войны, история военной авиации открыла счет боевым потерям, понесенным летчиками в результате ударов с земли. «Прародителем» войск ПВО стал сербский канонир Радое Лютовац, сбивший австро-венгерский биплан из трофейной турецкой пушки.

За сто с небольшим лет, авиация, а вместе с ней и искусство управления самолетами, прошли огромный путь. От тихоходных «этажерок» из дерева и ткани, едва развивавшими скорость 100 км/ч и управлявшимися посредством веревочек и педалей, современные военные самолеты достигли скорости 9,1 МАХ (более чем в 9 раз быстрее скорости звука), потолок использования позволяет некоторым истребителям (МИГ 25) летать на границе «ближнего» космоса – выше 37 000 метров. От использования в качестве оружия длинноствольных пистолетов, которыми пилоты пытались поразить друг друга при встрече в небе, и ручных гранат, которые они бросали на головы врага, на вооружении современной авиации находится самое мощное, из когда-либо созданных и испытанных видов оружия – термоядерное (изделие АН602), известное как «Царь-Бомба» или «Кузькина Мать», эксперименты с которым человечество не решается повторять с 1961 года.    

Профессия военного летчика овеяна ореолом рыцарства, которым были одержимы первые ассы времен Первой Мировой войны, героическим прошлым военных пилотов, участвовавших в двух мировых и неисчислимом количестве менее масштабных локальных войн. В советскую эпоху двое, из трех трижды Героев Советского Союза, были летчиками-истребителями. Военным летчикам принадлежит пальма первенства в освоении космического пространства и (гипотетического) освоения внеземного пространства (высадка на Луну???).

Не смотря на то, что ореол героизма, окружавший военных летчиков в «Золотой Век» авиации – периоде между двумя мировыми войнами, угас, находится немало мечтателей, с детства рвущихся стать летчиком военной авиации. Не мыслящих жизнь без запредельных скоростей и ежеминутного риска.

 Многообразие летных специальностей 

К военной авиации имеют отношение не только пилоты – непосредственно управляющие летательным аппаратом, хотя, их приоритетная роль никогда не оспаривалась. Летчик – всегда является командиром экипажа, если он состоит более чем из двух человек. Однако, на многих боевых самолетах управление всем комплексом вооружения, а так же навигация и использование технических средств, обеспечивающих выполнение боевого задания, не мыслимо без участия других членов экипажа. Все они относятся к летному составу и несут равную степень риска, наравне с пилотом. Практика Второй Мировой войны свидетельствует, что чаще всего в бою гибли не летчики, а стрелки-радисты, находившиеся в открытых или стеклянных кабинах. Они являлись основной мишенью для летчиков истребителей, пытавшихся, в первую очередь, вывести из строя активную оборону самолета противника.

В более широком плане, любая летная специальность, открывающая дорогу в небо, не зависимо от должности, дает право на причисление себя к военным летчикам.

К пилотам, традиционно, предъявляются самые строгие требования по состоянию здоровья, психической устойчивости, уровню интеллекта и скорости реакции. Поэтому, не всем, мечтающим стать летчиком военной авиации, удается пройти строгий отбор. Это не означает, что дорога в небо закрыта навсегда. Строгие, но не такие «драконовские» требования предъявляют к членам экипажей, непосредственно не управляющим летательным аппаратом, но, в течение полета, обеспечивающим боевую работу. Поэтому, если не удается поступить в летное училище по специальности 51/52 «Летная эксплуатация летательных аппаратов», можно с успехом пройти обучение по специальностям 65 или 62/68, охватывающим широчайший спектр знаний, необходимых для эксплуатации авиационной техники.

N.B! В армии действует иная система классификации ВУС:

  • 04 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (находится в Воронеже, есть филиалы в Сызрани и Челябинске), Краснодарское Высшее военное авиационное училище);
  • 05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (ВУНЦ ВВС, находится в Воронеже, филиал в Челябинске).

 Многообразие сфер применения специальности летчиков 

Не только специальность определяет будущую судьбу военного летчика, но и выбор направления в авиации. Самыми широко известными являются летчики-истребители. Их фамилии чаще всего на страницах СМИ, в связи с совершением героических подвигов в военное и мирное время. Однако, в военной авиации существуют не только истребители. И, как не странно, пальма первенства по количеству Героев Советского Союза (ГСС), за годы Второй Мировой войны, принадлежит не истребителям -  463 ГСС, а летчикам-штурмовикам. Из их числа высшего знака отличия за личное мужество удостоено 706 человек. Не многим от истребителей «отстали» авиаторы (не только летчики), бомбардировочной авиации. Звание ГСС присваивалось штурманам, стрелкам-радистам и даже техникам, его, за 4 года боев, удостоено 320  членов летных экипажей. 183 – фронтовой бомбардировочной авиации и 137 АДД (резерв Ставки ВК, подчинявшийся лично Верховному Главнокомандующему), 6 человек – дважды. Члены экипажей разведывательной и транспортной авиации были награждены Золотой Звездой 78 раз.

Современная военная авиация имеет следующую структуру:

  • стратегическая авиация дальнего действия (носители ядерного оружия, постоянно находящиеся на боевом дежурстве);
  • тактическая авиация (основная масса истребителей и штурмовиков);
  • военно-транспортная авиация;
  • авиация специального назначения;
  • армейская авиация (включает в себя весь вертолетный парк военных винтокрылых машин).

Рисунок 1

Пока не определено место в структуре операторов беспилотных ударных летательных аппаратов. Однако, их выдающаяся роль в ведении военных операций наглядно демонстрируется в конфликте между двумя бывшими советскими кавказскими республиками. Именно с помощью БПЛА уничтожено до 80% единиц наземной боевой техники и объектов инфраструктуры.

Специфика обучения профессии военного пилота или члена летного состава не позволяет пересаживаться с бомбардировщика-«стратега» на штурмовик или вертолет. Поэтому, избрав однажды какое-либо направление, его придется придерживаться на протяжении всех лет службы.

 Как стать военным летчиком 

В связи с реорганизацией структуры ВВС, ПВО и ПРО, а так же объединения этих родов войск с военно-космическими силами, родилась структура ВКС (Воздушно-космические силы).

Полностью была изменена структура высших военных заведений, готовящих желающих стать летчиком военной авиации. Отныне, все бывшие высшие военные училища летчиков реорганизованы в факультеты Воронежского единого ЦВВС.

С учетом ликвидированных и перепрофилированных учебных заведений, в России насчитывается 6 факультетов, подготавливающих специалистов летного состава различных направлений:

  • Армавирского (подготовка ассов истребительной авиации);
  • Балашовский (дальняя и транспортная авиация);
  • Борисоглебский (штурмовая и бомбардировочная авиация);
  • Краснодарский (боевое управление авиацией);
  • Сызранский (армейская авиация);
  • Челябинский (подготовка штурманов).

 Предварительный отбор кандидатов 

Чтобы стать военным летчиком, нужно готовиться к поступлению в военное училище (факультет) летчиков за несколько лет до подачи заявления в военкомат по месту жительства. В первую очередь необходимо углубленно обследовать здоровье. Малейшие отклонения, не позволяющие кандидату войти в группу «А» годности к несению службы, ставит крест на мечте о работе в небе. С мечтой о штурвале придется расстаться, переориентировавшись на получение технической авиационной специальности.

Конкурс в летные училища традиционно высок. Поэтому, бал по ЕГЭ должен быть значительно выше среднего. Кроме этого, существуют требования по возрасту, для:

  • выпускников средних учебных заведений – возраст  от 16 до 22 лет:
  • служащих по призыву – до 24 лет;
  • контрактников – не менее 3-х лет службы, но не старше 27 лет.

Возраст исчисляется по состоянию на 01.08. года подачи заявления.

Кроме сдачи вступительных экзаменов по предметам:

  • математика (только профильное среднее образование);
  • физика/информатика (по профилю училища);
  • русский язык.

Перед допуском к сдаче экзаменам абитуриенты проходят испытания по физической подготовке в соответствии с требованиями комплекса ВСК:

Таблица 1

Для мужчин:

  • подтягивание на перекладине;
  • бег 100 метров;
  • бег 3 километра.

Для девушек:

  • наклоны туловища вперед;
  • бег 60 (100) метров;
  • бег 1 километр.

N.B!  С 2017 года в Краснодарском факультете (в порядке эксперимента), ведется прием девушек, которые тоже теперь могут стать военным летчиком.

Проблеме получения специальности военный летчик и различным аспектам службы в ВКС будет посвящен цикл статей.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Добавить комментарий

Комментарии
Алла
Не ожидала, что в России всего 6 факультетов, думала, их побольше. И все они - не ближний свет, значит, придется отпускать сына в далекое вольное плавание за осуществлением мечты. А то уже извел нас вопросом, как стать военным летчиком. Но буду настаивать на борисоглебском, Воронежская область относительно недалеко, в сравнении с остальными городами.
Вячеслав
Как показывает практика, для того, чтобы стать летчиком, необходимо обладать не только базовыми знаниями, но и отменным физическим здоровьем. По этой причине мечта детства для многих мальчиков становится несбыточной. К сведению, поступить в летное училище мне удалось лишь с третьей попытки. Для достижения цели я ежедневно тренировался и занимался с репетиторами по физике и математике. 
Лиза
Чтобы стать военным летчиком, и правда нужно быть по своему духу рыцарем, многие мальчишки с детства рвутся в небо. Но порой энтузиазм угасает, когда они начинают проходить жесткий отбор. Но ведь можно пройти обучение и по другим специальностям этого направления. Но в любом случае, это очень сильные духом люди.
Алла
Мой приятель планирует стать военным летчиком, сейчас усиленно изучает требования и подтягивает с репетиторами физику и информатику. Честно сказать, пугает меня эта профессия: ясно, что рискуют все военные, но летчиков наверняка можно включать в повышенную группу риска. Иногда думала начать отговаривать любимого, но жизнь-то его, поэтому придется смириться.
Кирилл
Для того, чтобы стать военным летчиком, нужно хорошо потренироваться. Я сейчас увидел показатели и понял, что за пару лет я не смогу так готовится, даже усиленно тренировавшись. Мой брат военный летчик. Теперь я понимаю его стремление с юного возраста. Он заранее знал свою будущую профессию и начал готовится рано
Мария
Не ожидали, что готовиться к поступлению нужно аж за несколько лет. Брат в последний год интересуется, как стать военным летчиком, но мы думали, за полгода-год до поступления усиленно позанимается спортом, и дело сделано. В принципе, он очень крепкий, психических отклонений тоже нету. Показала брату статью, он сказал, мол, все равно попробую поступать в будущем году. Посмотрим, вдруг удастся.
Анна
А в "Качинском" военном училище уже нет обучения, странно. У меня два дяди (мамины братья) закончили его, давно это было, им 68 и 55 лет. В нашей семье - они пример для подражания, и, кстати, на гражданке себя не потеряли.
Думаю, профессия - летчик будет звучать гордо всегда.
Артём
Чтобы получить данное звание, нужно для начала отслужить не малый срок в армии, добиться высокого звания. Смотрят на человека, на его способности и поведение. Психоустойчивость это один из самых важных аспектов. Просто так в лётчики с улицы никого и когда не берут.
Поиск по сайту

Интересные статьи
Последние комментарии
Форма входа

Внимание! Если Вы хотите бесплатно проконсультироваться у юриста, то просим обратить ваше внимание на информацию ниже:

В связи с большим числом вопросов в комментариях к статьям, мы не успеваем дать ответы всем и вовремя, поэтому чтобы не потерять Вашего времени, мы сообщаем что сейчас проходит акция, которая позволяет оставить заявку на бесплатную консультацию юристам вашего региона. Форма для бесплатной заявки находится тут, переходите по ссылке и в самой форме пишите о вашей проблеме.

 

Закрыть