История дерзаний человека и конструирования аппаратов, способных подняться в воздух и совершить полет, подобно птице, насчитывает более 2-х тысяч лет. Однако, несовершенство технологий, неразвитость теоретической базы в области аэродинамики, а главное – отсутствие двигателей, способных обеспечить подъемную силу аппарату тяжелее воздуха, отсрочили появления профессии пилота на многие века. А о том, как стать военным летчиком узнаете далее в статье.
«Рождение» военной авиации
С момента создания первых самолетов на рубеже XIX-XX веков, военные всех стран уделяли пристальное внимание экспериментам пионеров авиации. Уже были опробованы и показали высокую эффективность летательные аппараты легче воздуха – воздушные шары и дирижабли, широко использовавшиеся во время войн второй половины XIX века. Поэтому, как только был достигнут заметный прогресс в длительности полета и управляемости летательным аппаратом, военные нашли применение новому виду транспорта.
Первые военные самолеты, с 1909 года, начали использоваться для ведения наблюдения и разведки вражеских позиций. Первыми пилотами, применившими самолеты для атаки вражеских позиций, стали болгары во время Первой Балканской войны 1912-1913 г.г., атаковавшие турецкие позиции стальными дротиками и ручными бомбами. А уже к 1915 году, во время Первой Мировой войны, история военной авиации открыла счет боевым потерям, понесенным летчиками в результате ударов с земли. «Прародителем» войск ПВО стал сербский канонир Радое Лютовац, сбивший австро-венгерский биплан из трофейной турецкой пушки.
За сто с небольшим лет, авиация, а вместе с ней и искусство управления самолетами, прошли огромный путь. От тихоходных «этажерок» из дерева и ткани, едва развивавшими скорость 100 км/ч и управлявшимися посредством веревочек и педалей, современные военные самолеты достигли скорости 9,1 МАХ (более чем в 9 раз быстрее скорости звука), потолок использования позволяет некоторым истребителям (МИГ 25) летать на границе «ближнего» космоса – выше 37 000 метров. От использования в качестве оружия длинноствольных пистолетов, которыми пилоты пытались поразить друг друга при встрече в небе, и ручных гранат, которые они бросали на головы врага, на вооружении современной авиации находится самое мощное, из когда-либо созданных и испытанных видов оружия – термоядерное (изделие АН602), известное как «Царь-Бомба» или «Кузькина Мать», эксперименты с которым человечество не решается повторять с 1961 года.
Профессия военного летчика овеяна ореолом рыцарства, которым были одержимы первые ассы времен Первой Мировой войны, героическим прошлым военных пилотов, участвовавших в двух мировых и неисчислимом количестве менее масштабных локальных войн. В советскую эпоху двое, из трех трижды Героев Советского Союза, были летчиками-истребителями. Военным летчикам принадлежит пальма первенства в освоении космического пространства и (гипотетического) освоения внеземного пространства (высадка на Луну???).
Не смотря на то, что ореол героизма, окружавший военных летчиков в «Золотой Век» авиации – периоде между двумя мировыми войнами, угас, находится немало мечтателей, с детства рвущихся стать летчиком военной авиации. Не мыслящих жизнь без запредельных скоростей и ежеминутного риска.
Многообразие летных специальностей
К военной авиации имеют отношение не только пилоты – непосредственно управляющие летательным аппаратом, хотя, их приоритетная роль никогда не оспаривалась. Летчик – всегда является командиром экипажа, если он состоит более чем из двух человек. Однако, на многих боевых самолетах управление всем комплексом вооружения, а так же навигация и использование технических средств, обеспечивающих выполнение боевого задания, не мыслимо без участия других членов экипажа. Все они относятся к летному составу и несут равную степень риска, наравне с пилотом. Практика Второй Мировой войны свидетельствует, что чаще всего в бою гибли не летчики, а стрелки-радисты, находившиеся в открытых или стеклянных кабинах. Они являлись основной мишенью для летчиков истребителей, пытавшихся, в первую очередь, вывести из строя активную оборону самолета противника.
В более широком плане, любая летная специальность, открывающая дорогу в небо, не зависимо от должности, дает право на причисление себя к военным летчикам.
К пилотам, традиционно, предъявляются самые строгие требования по состоянию здоровья, психической устойчивости, уровню интеллекта и скорости реакции. Поэтому, не всем, мечтающим стать летчиком военной авиации, удается пройти строгий отбор. Это не означает, что дорога в небо закрыта навсегда. Строгие, но не такие «драконовские» требования предъявляют к членам экипажей, непосредственно не управляющим летательным аппаратом, но, в течение полета, обеспечивающим боевую работу. Поэтому, если не удается поступить в летное училище по специальности 51/52 «Летная эксплуатация летательных аппаратов», можно с успехом пройти обучение по специальностям 65 или 62/68, охватывающим широчайший спектр знаний, необходимых для эксплуатации авиационной техники.
N.B! В армии действует иная система классификации ВУС:
- 04 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (находится в Воронеже, есть филиалы в Сызрани и Челябинске), Краснодарское Высшее военное авиационное училище);
- 05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (ВУНЦ ВВС, находится в Воронеже, филиал в Челябинске).
Многообразие сфер применения специальности летчиков
Не только специальность определяет будущую судьбу военного летчика, но и выбор направления в авиации. Самыми широко известными являются летчики-истребители. Их фамилии чаще всего на страницах СМИ, в связи с совершением героических подвигов в военное и мирное время. Однако, в военной авиации существуют не только истребители. И, как не странно, пальма первенства по количеству Героев Советского Союза (ГСС), за годы Второй Мировой войны, принадлежит не истребителям - 463 ГСС, а летчикам-штурмовикам. Из их числа высшего знака отличия за личное мужество удостоено 706 человек. Не многим от истребителей «отстали» авиаторы (не только летчики), бомбардировочной авиации. Звание ГСС присваивалось штурманам, стрелкам-радистам и даже техникам, его, за 4 года боев, удостоено 320 членов летных экипажей. 183 – фронтовой бомбардировочной авиации и 137 АДД (резерв Ставки ВК, подчинявшийся лично Верховному Главнокомандующему), 6 человек – дважды. Члены экипажей разведывательной и транспортной авиации были награждены Золотой Звездой 78 раз.
Современная военная авиация имеет следующую структуру:
- стратегическая авиация дальнего действия (носители ядерного оружия, постоянно находящиеся на боевом дежурстве);
- тактическая авиация (основная масса истребителей и штурмовиков);
- военно-транспортная авиация;
- авиация специального назначения;
- армейская авиация (включает в себя весь вертолетный парк военных винтокрылых машин).
Рисунок 1
Пока не определено место в структуре операторов беспилотных ударных летательных аппаратов. Однако, их выдающаяся роль в ведении военных операций наглядно демонстрируется в конфликте между двумя бывшими советскими кавказскими республиками. Именно с помощью БПЛА уничтожено до 80% единиц наземной боевой техники и объектов инфраструктуры.
Специфика обучения профессии военного пилота или члена летного состава не позволяет пересаживаться с бомбардировщика-«стратега» на штурмовик или вертолет. Поэтому, избрав однажды какое-либо направление, его придется придерживаться на протяжении всех лет службы.
Как стать военным летчиком
В связи с реорганизацией структуры ВВС, ПВО и ПРО, а так же объединения этих родов войск с военно-космическими силами, родилась структура ВКС (Воздушно-космические силы).
Полностью была изменена структура высших военных заведений, готовящих желающих стать летчиком военной авиации. Отныне, все бывшие высшие военные училища летчиков реорганизованы в факультеты Воронежского единого ЦВВС.
С учетом ликвидированных и перепрофилированных учебных заведений, в России насчитывается 6 факультетов, подготавливающих специалистов летного состава различных направлений:
- Армавирского (подготовка ассов истребительной авиации);
- Балашовский (дальняя и транспортная авиация);
- Борисоглебский (штурмовая и бомбардировочная авиация);
- Краснодарский (боевое управление авиацией);
- Сызранский (армейская авиация);
- Челябинский (подготовка штурманов).
Предварительный отбор кандидатов
Чтобы стать военным летчиком, нужно готовиться к поступлению в военное училище (факультет) летчиков за несколько лет до подачи заявления в военкомат по месту жительства. В первую очередь необходимо углубленно обследовать здоровье. Малейшие отклонения, не позволяющие кандидату войти в группу «А» годности к несению службы, ставит крест на мечте о работе в небе. С мечтой о штурвале придется расстаться, переориентировавшись на получение технической авиационной специальности.
Конкурс в летные училища традиционно высок. Поэтому, бал по ЕГЭ должен быть значительно выше среднего. Кроме этого, существуют требования по возрасту, для:
- выпускников средних учебных заведений – возраст от 16 до 22 лет:
- служащих по призыву – до 24 лет;
- контрактников – не менее 3-х лет службы, но не старше 27 лет.
Возраст исчисляется по состоянию на 01.08. года подачи заявления.
Кроме сдачи вступительных экзаменов по предметам:
- математика (только профильное среднее образование);
- физика/информатика (по профилю училища);
- русский язык.
Перед допуском к сдаче экзаменам абитуриенты проходят испытания по физической подготовке в соответствии с требованиями комплекса ВСК:
Таблица 1
Для мужчин:
- подтягивание на перекладине;
- бег 100 метров;
- бег 3 километра.
Для девушек:
- наклоны туловища вперед;
- бег 60 (100) метров;
- бег 1 километр.
N.B! С 2017 года в Краснодарском факультете (в порядке эксперимента), ведется прием девушек, которые тоже теперь могут стать военным летчиком.
Проблеме получения специальности военный летчик и различным аспектам службы в ВКС будет посвящен цикл статей.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- Форма одежды военнослужащих летчиков: история изменения формы летчиков, рисунки, современная военная форма
- Академия ВВС, ее структура, отбор требования и др.
- Военные авиационные училища: перечень и как поступить
- Служба по контракту или по призыву в ВВС, ВКС
- Сколько получают денежное довольствие военные летчики?
- О классности в авиации, на что она влияет?
- Кто из служащих в авиации имеет право на повышенную пенсию?
- Как менялись воинские звания в военно-воздушных силах?
Думаю, профессия - летчик будет звучать гордо всегда.