Для военнослужащих гарнизонов, расположенных вдали от крупных населенных пунктов и большинства гражданского населения смысл существования военной полиции (ВП) остается тайной за семью печатями. Отчасти, это объясняется тем, что структура создана относительно недавно. Военной полиции МО России всего шесть лет. Так же, по аналогии с полицией МВД РФ, многие граждане считают, что обязанности военной полиции заключаются в разгоне демонстраций и митингов силами военнослужащих. Это не так.
В предыдущей статье рассказывалось о том, как попасть в военную полицию, о нормативах и требованиях, предъявляемых к кандидатам и действующим военным полицейским. В этой статье расскажем об обязанностях ВП и особенностях несения службы.
Для чего создавалась военная полиция
Задачи этих формирований гораздо многограннее, чем патрулирование и поддержание порядка на территории военных гарнизонов. Большое число военнослужащих ВП принимает участие в военных операциях, осуществляемых на территории САР (в Сирии), то есть, непосредственно, с оружием в руках, противостоит не только нарушителям воинской дисциплины, отправившимся в «самоволку» или нарушающим уставную форму одежды, а вполне обученным и фанатичным боевикам, способным пожертвовать собственной жизнью ради уничтожения противника и повсеместно осуществляющих это на практике.
Однако, создавалась структура отнюдь не для того, чтобы бороться с внешним врагом, а для поддержания порядка в воинских частях и гарнизонах, для борьбы с преступностью среди военнослужащих и исполнения функций по конвоированию и охране содержащихся в дисциплинарных батальонах и гауптвахте военных, совершивших административные проступки или уголовные преступления. Попутно на военных полицейских возложены обязанности, сходные по функционалу с обязанностями ГИБДД полиции. С той разницей, что регулирование движения осуществляется в отношении военной техники, передвигающейся вне дислокации воинских подразделений, на маршах и передвижении в зонах ведения боевых действий. Еще одна обязанность военных полицейских – проведение дознания в отношении военнослужащих и лиц вольнонаемного персонала МО РФ, подозреваемых в совершении преступлений.
Обязанности военной полиции на основе нормативной базы
Созданию военной полиции предшествовал длительный период межведомственных и внутриминистерских интриг, связанных с наименованием ведомства (при рождении и обосновании идеи создания, термина «полиция» в арсенале российских правоохранителей не было), а наименование «военная милиция» искажало значение понятия «милиция» - вооруженные отряды горожан.
Немного позднее препятствием на пути создания структуры встали внутриведомственные коррупционные разборки в военном ведомстве и отставка министра-вора, продвигавшего идею создания этой структуры.
Только в 2014 году был принят закон о внесении поправок в действующее законодательство, который конституировал создание ВР МО РФ в качестве структурного подразделения в системе военного министерства.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность Военной Полиции стал Указ Президента РФ 2015 года № 161, утвердивший «Устав ВП», который полностью определяет задачи, функции, права и обязанности служащих этих подразделений.
Помимо Устава в ведомстве действует большое количество локальных нормативных актов – приказов, издаваемых, как Министром обороны, так и главой Главного управления ВП МО РФ.
Обязанности военной полиции МО РФ
Устав, со свойственной всем бюрократическим документам подробностью и многословностью, расписывает деятельность вновь созданной структуры, разделяя её на:
- направления;
- функции;
- полномочия;
- обязанности;
- требования.
Устав опускает такую «незначительную» составляющую, как ответственность военных полицейских за нарушение прав военнослужащих или гражданского населения. Но, на то она и «полиция», чтобы самой себя не высечь…
Направления военной полиции
По существу, этот раздел Устава повторяет в расширенной трактовке преамбулу закона, обосновывающую необходимость создания отдельной структуры в военном министерстве.
Основные обязанности военной полиции – поддержание порядка и дисциплины среди военнослужащих. То есть той функции, которая в исторически обозримом прошлом возлагалась на командиров и унтер-офицерский состав войск. Ранее эти полномочия реализовывал военный комендант гарнизона и военные патрули.
Следующее важное направление – дознание. Для тех, кто не сведущ в юридических коллизиях проведения мероприятий по раскрытию преступлений, разъясним, что дознание – комплекс мероприятий по собиранию фактов и улик, позволяющих установить истину по совершенному правонарушению (преступлению), собрать доказательства и изобличить преступника. Аналог – дознаватели МВД.
Отличием от следствия, которым занимается военная прокуратура, к ведению военных дознавателей отнесена категория воинских преступлений малой и, отчасти, средней степени тяжести, наказание за которые не может превышать срока нахождения военнослужащего в дисциплинарном батальоне (месте лишения свободы для военнослужащих). Ранее такими полномочиями наделялись командиры воинских частей и их заместители по работе с личным составом, а так же военные коменданты гарнизонов.
Следующим «глобальным» направлением деятельности, является задержание, конвоирование и охрана совершивших правонарушения военных. В их ведении находятся гауптвахты и дисциплинарные воинские части. Аналог на гражданской службе – ФСИН Минюста РФ. В рамках этих полномочий ВП осуществляет розыск и задержание, а так же препровождение в воинские части военнослужащих, самовольно покинувших места дислокации, уклоняющихся от явки в воинскую часть для службы по призыву (уклонистов). Розыск и задержание вооруженных военнослужащих, покинувших воинские части.
В необходимых случаях ВП привлекается для охраны помещений военной прокуратуры и военных судов, а так же охрану участников судебных процессов: (потерпевших, свидетелей, судей и прокуроров). Аналог гражданской службы – ФССП (служба судебных приставов).
Обеспечение безопасности передвижения армейского транспорта. Во вне армейской среде эти обязанности исполняет ГИБДД.
Функции военной полиции
Основная функция военной полиции – патрулирование гарнизонов, территорий, прилегающих к воинским частям, мест возможной концентрации военнослужащих: вокзалов, аэропортов, автовокзалов, стадионов, мест отдыха и развлечений.
Если при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций задействуют воинские формирования, задача ВП – не допустить случаи мародерства и грабежей, а так же насильственных преступлений в отношении пострадавшего населения со стороны военнослужащих. Теоретически такие же функции ВП обязана исполнять по отношению к населению на захваченных территориях. Но, в обозримом прошлом и будущем Россия не вела и не намерена вести воины, связанные с расширением территорий, на которых от действий военных могло бы пострадать мирное население.
При взаимодействии с полицией МВД полицейским в красных беретах предоставлено право пресекать преступления, совершаемых гражданскими лицами в отношении военнослужащих. Задерживать их и доставлять в расположение воинских частей для последующей передачи полиции.
Осуществляя функции по предупреждению преступлений среди военнослужащих, ВП имеют право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и вербовку агентуры среди вольнонаемного состава, от которых получают сведения о фактах нарушения воинской дисциплины, неуставных взаимоотношениях, подготовке к совершению преступлений или о лицах, их совершивших.
Полномочия военной полиции
В рамках полномочий военные полицейские ограничены в применении огнестрельного оружия и физической силы по отношению к гражданским лицам. По отношению к военнослужащим круг полномочий чрезвычайно обширен и включает 31 пункт, изложенный в разделе «Полномочия военной полиции» Устава.
- Самым простым полномочием является право на проверку документов. Оно осуществляется для установления личности, принадлежности военнослужащего к воинской части, определения места его постоянной дислокации, причину нахождения в том или ином месте. Если в результате проверки документов устанавливается, что военнослужащий самовольно покинул воинскую часть, или нарушил предписанный маршрут движения, военные полицейские имеют право задержать нарушителя и доставить в военную полицию.
- Если нарушения носят явно выраженный характер, вызывают замечания со стороны гражданского населения или позорят честь военнослужащего, ВП вправе требовать прекращения противоправных действий. В случае неповиновения – применять специальные средства.
- Аналогичными правами ВП пользуются в отношении гражданских лиц, законно или самовольно находящихся на территории воинской части или в районе дислокации воинского гарнизона, нарушающих установленный порядок поведения или совершающих противоправные действия. Разница заключается в том, что задержанные гражданские лица, не являющиеся вольнонаемным составом МО РФ, не позднее 3-х часов должны быть переданы представителям полиции МВД.
- Полицейские пользуются правом на личный досмотр (не путать с обыском и выемкой) военнослужащих, задержанных лиц и транспортных средств.
- На изъятие оружия, находящегося при военнослужащих, обнаруженных алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ, предметов и вещей в отношении которых имеются основания подозревать, что они похищены.
- Для фиксации изложенных выше полномочий полицейские составляют протоколы, которые являются первичной доказательственной базой для военных дознавателей.
- В ходе расследования преступлений, совершенных военнослужащими, сотрудники ВП выполняют поручения военных прокуроров и дознавателей по поиску, задержанию и доставлению подозреваемых и свидетелей, выполняют отдельные следственные действия, обеспечивают сохранность вещественных доказательств и следов на месте совершения преступления.
Военные полицейские имеют право входить на территорию любой воинской части, расположенной в гарнизоне для пресечения противоправных действий или преступления.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ: