В ряду «силовых» ведомств, включающих Министерство обороны, Росгвардию, ФСБ, МЧС и другие, более мелкие военизированные формирования и служба МВД занимает не последнее место. Более того, до недавнего времени именно милиция и ее структуры по численности личного состава и оснащенности вооружением занимало второе место после армии.
Казалось бы – для сотрудников силовых структур должны быть созданы равные условия материального обеспечения и социальной защищенности. Однако, это не так.
Почему произошло так, что военная ипотека для сотрудников полиции оказалась недоступной и какие возможности есть у полицейских для получения субсидий на приобретение жилья?
Почему сотрудники полиции не являются субъектами «военной ипотеки»
«Черная кошка» пробежала между военными и милиционерами в далекие 30-е годы, когда в составе ОГПУ-НКВД были объединены органы политической карательной системы и простые милиционеры, боровшиеся с уголовной преступностью.
Во второй половине 30-х годов по стране прокатилась волна чисток в армии. Её целью была ликвидация «пятой колонны» которая имела среди военных большое количество сторонников депортированного из СССР Л. Троцкого (организатора и руководителя Красной Армии в годы Гражданской войны).
С тех пор военное ведомство и НКВД (позднее МГБ и МВД), стали заклятыми врагами. А руководство государства, начиная с Н. Хрущева, начало проводить целенаправленную политику на снижение влияния и значимости роли МВД в политической жизни государства. Плоды такой политики частично видны и по сей день. МВД является самой «обескровленной» структурой, лишенной собственных силовых подразделений (которые были изъяты из ведения и переданы новой структуре – Росгвардии).
Сказалось отношение к полиции и на объеме финансирования, социальных льгот, но главное – на возможности получить бесплатное жилье от государства, за годы безупречной службы. Такую возможность имеют сотрудники почти всех военизированных структур, кроме полицейских.
Регулирование оформления «военной ипотеки» на законодательном уровне
Программа «военной ипотеки» - накопительно-ипотечной системы (НИС) стартовала в России 1 января 2005 года. В связи с принятием ФЗ №117 «О накопительно-ипотечной системе…». Она предусматривает обеспечение военнослужащих и лиц, приравненных к ним, проходящих службу в органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Для того, чтобы иметь возможность стать участником программы военнослужащий должен стать участником программы. Право на ипотечное кредитования возникает после 3-х лет участия в программе. К этому времени на личном счете участника формируется капитал, достаточный для внесения первоначального взноса. Он субсидируется Министерством обороны РФ или другим ведомством, которому подчинен служащий, за счет средств государственного бюджета, выделяемого этим министерствам и ведомствам для целей обеспечение жильем военнослужащих.
Как следует из содержания ст. 6 ФЗ-117, круг лиц, которые могут воспользоваться этой программой – ограничен. В соответствии со ст. 25 закона «О полиции» (ФЗ №3 от 07.11.2011 г.) - её сотрудники считаются федеральными государственными служащими. Прохождение службы по призыву, которая является одним из признаком военной службы, в полиции не предусмотрено. Ранее входившие в состав МВД внутренние войска, в которых призывники могли проходить службу наравне с военнослужащими РА, а до 2005 года и в погранвойсках ФСБ России, в 2016 году были переданы в подчинение новой структуры – Росгвардии. Таким образом, полиция – основная сила МВД, по сути стала гражданской службой, не смотря на то, что её сотрудники носят форму, им присваиваются специальные звания и они имею права на ношение и применений оружия.
Именно этим обусловлено исключение военной ипотеки для сотрудников полиции.
Как государство обеспечивает жильем полицейских
Согласно ч.3 ст. 25 ФЗ-3, сотрудник полиции максимально ограничен в своих правах. Исполнять служебные обязанности он может только на территории расположения органа, в котором проходит службу. За пределами этой территории он может исполнять обязанности полицейского только по распоряжению руководителя федерального органа исполнительной власти – приказа министра МВД РФ.
До развала союзного государства в 1991 году в милиции существовала практика обеспечения сотрудников МВД жильем за счет резервов муниципальных органов власти. Считалось, что любой профессиональный милиционер в состоянии выявить в населенном пункте жилые помещения, которые оказывались бесхозными, либо в которых проживали лица, осужденные к лишению свободы и по истечении 6 месяцев после вступления приговора в силу, подлежащие перераспределению среди нуждающихся в жилье гражданами.
Значительная часть служебного времени уходила на поиск лиц, ведущих асоциальный образ жизни, документирование фактов их ненадлежащего отношения к содержанию жилья, в которых они проживали, и реализацию различных «схем» посредством которых эти помещения переходили в пользование нуждающихся в жилье сотрудников.
Вторым способом получения жилья была регистрация в «очереди» которые создавались в каждом структурном подразделении УВД и ожидание постройки МКД, в котором согласно плана местного органа исполнительной власти резервировалось небольшое количество квартир (комнат в общежитиях), подлежащих передаче в ведение МВД.
После начала процесса приватизации жилья количество жилых помещений, находящихся на балансе местных органов власти, критически сократилось. Исчезла возможность «отъема» помещений и осужденных и асоциальных элементов, которые в большинстве случаев были ими приватизированы. Таким образом, милиция (с 2011 года – полиция) оказалась полностью зависимой в плане обеспечения жилыми помещениями своих сотрудников от воли муниципальных органов власти.
После принятия ФЗ №3, ст. 44 которого декларирует право полицейского на жилое помещение, возложило бремя обеспечения сотрудников МВД на федеральный бюджет, за счет которого создается специализированный фонд служебных помещений – пока сотрудник работает в полиции – он может пользоваться помещением, сразу после увольнения – обязан освободить его.
Неким подобием льготы, которой пользуются военнослужащие, участвующие в программе НИС, является возможность получения единовременной социальной выплаты, которая не является равноценным аналогом военной ипотеки для сотрудников полиции.
В чем различие НИС и единовременной социальной выплаты
Различий в отношении государства к вопросам обеспечения жильем полицейских и военнослужащих очень много. Для наглядности представим их в виде таблицы:
Основания и порядок субсидирования |
«Военная ипотека» - НИС |
Единовременная социальная выплата |
Максимальный размер субсидирования |
2 500 000 |
3 381 950 |
Срок вступления в программу |
Для офицеров и прапорщиков – не менее 3-х лет выслуги, для рядового и сержантского состава – при заключении второго контракта |
Не менее 10 лет выслуги в органах МВД
|
Срок покупки жилья |
По истечении 3-х лет службы |
Не ранее 10 лет службы |
Реальный размер покрытия стоимости квартиры |
100% |
50% |
Покрытие сопутствующих расходов |
100% |
Зависит от стоимости квартиры и условий ипотечного кредитования |
Особенности кредитования полицейских
Как следует из приведенной выше таблицы, претендовать на получение социальной субсидии сотрудник МВД имеет право только отслужив в органах не менее 10 лет. Это – очень много! К этому времени, если полицейский не офицер, и его карьера не имеет тенденции к стремительному росту, годы проживания в общежитии, «малосемейке» или на жилплощади родственников накладывают отпечаток на характер и работоспособность. По собственному опыту службы в системе МВД знаю, через 10 лет службы – утрачиваются, существовавшие после получения погон лейтенанта, иллюзии и стимулы. Нервная система деградирует. Нарастают конфликты в семье, вынужденной мирится с невозможностью улучшить жилищные условия. У многих сотрудников неустроенность жизни приводит к распаду семьи. Как снежный ком нарастают соматические заболевания, развивается «профессиональная деформация личности» вызванная вынужденным общением с уголовным элементом. 35 летний полицейский – постоянный «клиент» ведомственной поликлиники и стационаров. Единственный плюс – бесплатное лечение и довольно высокий уровень обслуживания в ведомственных лечебных учреждениях МВД.
Дождавшись 10 лет выслуги, полицейский должен доказать, что он и его семья нуждаются в улучшении условий проживания. Для этого предоставить документы, подтверждающие, что:
- Жилое помещение, занимаемой им не находится в собственности его, или кого-то из членов его семьи.
- Жилплощадь не соответствует существующим санитарным нормам по метражу или обеспеченности коммунальными удобствами (санитарная норма – 18 м2 на 1 члена семьи).
- Жилье расположено в доме, требующем капремонта или подлежащем сносу.
- В семье есть лица, страдающие хроническими заболеваниями, включенными в перечень приказа Минздрава России №728Н от 05.09. 2019 г.
ПЕРЕЧЕНЬ
Даже если ребенок полицейского или его супруга (супруг) являются инвалидами с детства, но причина инвалидности не указана в перечне, это обстоятельство не является основанием для получения субсидии на улучшение жилищный условий, если все остальные критерии обеспеченности жилплощадью соблюдены.
N.B! МВД - структура, в которой вращается большой объем информации, не доступной рядовым гражданам. Ситуация с жилищными условиями сотрудника, как правило, не является тайной для коллег. Поэтому, если руководству станет известно, что сотрудник сознательно «ухудшил» условия проживания: продал благоустроенную квартиру, прописал на жилплощади родственников, он на 5 лет лишается права на получение социальной субсидии от государства.
Охотно ли идут банки на оформление ипотеки для сотрудников полиции?
Не смотря на то, что сотрудники имеют стабильный источник доходов, а их денежное довольствие несколько выше, чем средняя зарплата по стране, банки нередко отказывают в оформлении кредита. Причины:
- высокий риск, связанный с профессиональной деятельностью;
- отсутствие у полицейских ликвидных активов. Им запрещено заниматься коммерческой деятельностью, подрабатывать, входить в число участников (учредителей) ООО, АО, заниматься биржевой деятельностью, регистрировать ИП.
Процесс оформления субсидии для сотрудников полиции
Постановка на учет осуществляется по рапорту полицейского на имя начальника УВД (ГУВД). Проверкой достоверности сведений занимается комиссия, которая может рассматривать вопрос на протяжении 2-х месяцев. Если принимается положительное решение – в течении недели сотрудник извещается об этом.
Получив сертификат, полицейский, в отличие от военнослужащего, имеет право направить средства только на покупку квартиры или дома. Наличные средства на руки не выдаются.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ: