Военная прокуратура, как отдельное учреждение в системе прокурорского надзора, предназначенное для надзора за соблюдением законности в войсках, прошла длительный путь развития, прежде чем заняла своё место в правоохранительных органах сначала Российской Империи, а в последующем – с системе советского, а после 1991 года – вновь Российского государства.
В настоящее время она является структурным звеном Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полностью сохраняющим функции, которые были предназначены ей при создании в 1862 году – поддержания законности и борьбы с преступностью среди военнослужащих.
Становление системы военной прокуратуры России
Система военной прокуратуры развивалась поэтапно, пройдя почти трехсотлетний период становления. Родоначальником прокурорского надзора в Российской империи стал Император Петр I, издавший 12 января 1722 года Указ о создании при Сенате (высшем государственном органе Российской Империи) должностей Генерал-прокурора и Обер-прокурора).
Возглавить работу по организации службы по надзору за соблюдением законности Петр I поручил своему сподвижнику Павлу Ягужинскому, занимавшему к тому времени придворную должность камергера (соответствовал чину генерал-майора).
РИСУНОК
П.И. Ягужинский
В то время, когда Петр создавал службу прокурорского надзора, не существовало четкого разделения гражданских и воинских чинов. Почти все губернаторы и наместники, которые являлись «головной болью» для царя, имели воинские чины. Поэтому и первый в истории России прокурор был пожалован генеральским званием.
Собственно военная прокуратура, служба, призванная надзирать за соблюдением законности в войсках, была создана спустя 140 лет после создания общей прокуратуры – в 1862 году. Заслуга в этом принадлежит Императору Александру II, осуществившему целый ряд реформ, в последствии получивших наименование «великих». Одной из них являлась судебная реформа, в рамках которой была реорганизована прокуратура и из неё выделена военная прокуратура, создание которой обсуждалось еще в ходе Отечественной войны 1812 года.
Первым военным прокурором был назначен В.Д. Философов, начавший карьеру с должности помощника секретаря в Правительствующем сенате и дослужившийся до чина действительного статского советника (генерала армии) и придворного титула герольдмейстера. Именно при В.Д. Философове начала складываться система военной прокуратуры, которая, в настоящее время, претерпела значительные изменения.
Становление современной системы военной прокуратуры
Система военной прокуратуры, созданная в 1862 году, была полностью уничтожена в ходе революций (Февральской и Октябрьской) 1917 года. Вновь к идее создания надзорного органа в войсках правительство советской республики вернулось после окончания Гражданской войны, в 1922 году. Осознание необходимости борьбы с анархией и преступностью, процветавшими в армейской среде была осознана в ходе военных действий. Но сложное военное и политической положение новой власти не позволяли применять репрессивные меры по отношению к основной массе солдат – сторонников и основы нового социалистического строя.
Однако, мирится с произволом и беззаконием, царившим среди солдатских масс, в мирное время было невозможно. Требовалось укрепление принципа единоначалия, к которому в РККА вернулись в конце 1918 года, а также поддержание порядка среди личного состава, который к 1922 году на 90% состоял из неграмотных выходцев из деревни. В связи с этим, 28.05.1922 года СНК были утверждены Положения о прокурорском надзоре.
В юридическом плане произошел «откат» ко временам существования единой прокуратуры 1722-1862 годов, во время которого не существовало разделения на гражданскую и военную прокуратуру, а в рамках гражданской ветви – не существовало специализированных прокуратур.
Надзор за законностью в войсках поручался прокурорам – военнослужащим РККА. Первым Главным военным прокурором был назначен Н.И. Татаринцев. Однако, не смотря на то, что в системе прокуратуры выделялось направление и существовало высшее должностное лицо – Главный военный прокурор, сама прокуратура находилась в подчиненном (зависимом) положении и являлась всего лишь отделом Наркомюста РСФСР. Ни о какой независимости и самостоятельности военных прокуроров в период с 1922 по 1933 годы речи не шло.
Только в 1933 году советское Правительство осознало, что зависимая от Наркомюста СССР роль прокурорских работников мешает осуществлению полноценного надзора за соблюдением законности в войсках. Одновременно с принятием ЦИК и СНК СССР постановления «Об учреждении прокуратуры СССР», прокуратура в целом и её структурное подразделение – военная прокуратура стали полностью независимыми.
Окончательное формирование системы прокурорского надзора, сохранившегося, в общих чертах, по настоящее время, было осуществлено в 1936 году. Впервые прокурорский надзор, как высший надзорный орган в государстве, был декларирован в Конституции. Все последующее законодательство, касающееся органов прокуратуры, вплоть до 1991 года, следовало в русле установок, определенных в 1936 году.
Военная прокуратура после 1991 года
Правовой основой деятельности и структуры построения военной прокуратуры России является принятый в 1995 году закон «О прокуратуре РФ» в котором военной прокуратуре отведен отдельный раздел. В нем регламентируются:
- правовой статус;
- полномочия различные звеньев;
- структура.
С принятием закона был положен конец дискуссиям, которые развернулись после распада союзного государства о необходимости существования военной прокуратуры как структуры правоохранительной системы.
Главная военная прокуратура является отдельным подразделением в составе Генеральной прокуратуры. Возглавляет её Главный военный прокурор, одновременно являющийся первым заместителем Генерального прокурора РФ.
Все военные прокуроры, являясь военнослужащими, в то же время не подчиняются командованию воинских частей, гарнизонов и округов. Они независимы и подчиняются только вышестоящим начальникам из системы военной прокуратуры.
Система органов военной прокуратуры
Система военной прокуратуры состоит из:
- Главной военной прокуратуры:
- прокуратур военных округов (флотов);
- прокуратур родов войск;
- гарнизонных прокуратур – низового звена.
- в Москве действует городская военная прокуратура.
Всего в РФ насчитывается более 200 разноуровневых специализированных прокуратур, осуществляющих деятельность в войсках и государственных органах, в которых законом предусмотрена военная служба.
РИСУНОК "Система ГВП"
По статусу Главная военная прокуратура и прокуратуры родов войск, военных округов и флотов приравниваются к прокуратурам субъектов Федерации;
Военные прокуратуры, созданные в военных соединениях, объединениях войск, гарнизонах – по статусу равнозначны прокуратурам городов или районов.
В военных прокуратурах, приравненных к районным/городским приказом Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки. Это практикуется в местностях, расположенных на большом удалении от центрального округа (штаба военного подразделения), который обслуживает прокуратура.
РИСУНОК "Структура ГВП"
В военный период или в условиях чрезвычайных обстоятельств, в местностях, на территории которых не действуют другие прокурорские органы (гражданская прокуратура), а так же в местностях (зарубежных странах) на территории которых находятся российские войска, военные прокуратуры осуществляют полномочия по надзору за законностью среди военнослужащих, и всего обслуживающего гражданского персонала и гражданских лиц – членов семей военнослужащих.
РЕЗЮМЕ
Система военной прокуратуры являются важным звеном правоохранительной системы Российской Федерации. На нее ложится весь комплекс проблем, связанных с надзором за соблюдением законности всеми военнослужащими, начиная от служащих центрального аппарата Министерства Обороны РФ, заканчивая рядовыми служащими, лицами призванными на военные сборы, а так же учащимися военных учебных заведений.
На следственных органах военных прокуратур лежит основная нагрузка по расследованию преступлений, совершенных военнослужащими (наряду с военными дознавателями – командирами воинских частей и гарнизонов, и дознавателями военной полиции).
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- Система органов военной прокуратуры: полномочия, структура и др.
- Срочная и контрактная служба в военной прокуратуре
- Как написать заявление в военную прокуратуру (кто может, способы подачи, сроки, образец
- Виды обращений в военную прокуратуру: порядок, рекомендации юриста
- Жалоба военнослужащего в военную прокуратуру
- Форма одежды военной прокуратуры: погоны, эмблемы, нашивки, рисунки