Военная прокуратура, как отдельное учреждение в системе прокурорского надзора, предназначенное для надзора за соблюдением законности в войсках, прошла длительный путь развития, прежде чем заняла своё место в правоохранительных органах сначала Российской Империи, а в последующем – с системе советского, а после 1991 года – вновь Российского государства.

В настоящее время она является структурным звеном Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полностью сохраняющим функции, которые были предназначены ей при создании в 1862 году – поддержания законности и борьбы с преступностью среди военнослужащих.

 Становление системы военной прокуратуры России 

Система военной прокуратуры развивалась поэтапно, пройдя почти трехсотлетний период становления. Родоначальником прокурорского надзора в Российской империи стал Император Петр I, издавший 12 января 1722 года Указ о создании при Сенате (высшем государственном органе Российской Империи) должностей Генерал-прокурора и Обер-прокурора).

Возглавить работу по организации службы по надзору за соблюдением законности Петр I поручил своему сподвижнику Павлу Ягужинскому, занимавшему к тому времени придворную должность камергера (соответствовал чину генерал-майора).

РИСУНОК

П.И. Ягужинский

В то время, когда Петр создавал службу прокурорского надзора, не существовало четкого разделения гражданских и воинских чинов. Почти все губернаторы и наместники, которые являлись «головной болью» для царя, имели воинские чины. Поэтому и первый в истории России прокурор был пожалован генеральским званием.

Собственно военная прокуратура, служба, призванная надзирать за соблюдением законности в войсках, была создана спустя 140 лет после создания общей прокуратуры – в 1862 году. Заслуга в этом принадлежит Императору Александру II,  осуществившему целый ряд реформ, в последствии получивших наименование «великих».  Одной из них являлась судебная реформа, в рамках которой была реорганизована прокуратура и из неё выделена военная прокуратура, создание которой  обсуждалось еще в ходе Отечественной войны 1812 года.

Первым военным прокурором был назначен В.Д. Философов, начавший карьеру с должности помощника секретаря в Правительствующем сенате и дослужившийся до чина действительного статского советника (генерала армии) и придворного титула герольдмейстера. Именно при В.Д. Философове начала складываться система военной прокуратуры, которая, в настоящее время, претерпела значительные изменения.

 Становление современной системы военной прокуратуры 

Система военной прокуратуры, созданная в 1862 году, была полностью уничтожена в ходе революций (Февральской и Октябрьской) 1917 года. Вновь к идее создания надзорного органа в войсках правительство советской республики вернулось после окончания Гражданской войны, в 1922 году. Осознание необходимости борьбы  с анархией и преступностью, процветавшими в армейской среде была осознана в ходе военных действий. Но сложное военное и политической положение новой власти не позволяли применять репрессивные меры по отношению к основной массе солдат – сторонников и основы нового социалистического строя.

Однако, мирится с произволом и беззаконием, царившим среди солдатских масс, в мирное время было невозможно. Требовалось укрепление принципа единоначалия, к которому в РККА вернулись в конце 1918 года, а также поддержание порядка среди личного состава, который к 1922 году на 90% состоял из неграмотных выходцев из деревни. В связи с этим, 28.05.1922 года СНК были утверждены Положения о прокурорском надзоре.

В юридическом плане произошел «откат» ко временам существования единой прокуратуры 1722-1862 годов, во время которого не существовало разделения на гражданскую и военную прокуратуру, а в рамках гражданской ветви – не существовало специализированных прокуратур.

Надзор за законностью в войсках поручался прокурорам – военнослужащим РККА. Первым Главным военным прокурором был назначен Н.И. Татаринцев. Однако, не смотря на то, что в системе прокуратуры выделялось направление  и существовало высшее должностное лицо – Главный военный прокурор, сама прокуратура находилась в подчиненном (зависимом) положении и являлась всего лишь отделом Наркомюста РСФСР. Ни о какой независимости и самостоятельности военных прокуроров в период с 1922 по 1933 годы речи не шло.

Только в 1933 году советское Правительство осознало, что зависимая от Наркомюста СССР роль прокурорских работников мешает осуществлению полноценного надзора за соблюдением законности в войсках. Одновременно с принятием ЦИК и СНК СССР постановления «Об учреждении прокуратуры СССР», прокуратура в целом и её структурное подразделение – военная прокуратура стали полностью независимыми.

Окончательное формирование системы прокурорского надзора, сохранившегося, в общих чертах, по настоящее время, было осуществлено в 1936 году. Впервые прокурорский надзор, как высший надзорный орган в государстве, был декларирован в Конституции. Все последующее законодательство, касающееся органов прокуратуры, вплоть до 1991 года, следовало в русле установок, определенных в 1936 году. 

 Военная прокуратура после 1991 года 

Правовой основой деятельности и структуры построения военной прокуратуры России является принятый в 1995 году закон «О прокуратуре РФ» в котором военной прокуратуре отведен отдельный раздел. В нем регламентируются:

  • правовой статус;
  • полномочия различные звеньев;
  • структура.

С принятием закона был положен конец дискуссиям, которые развернулись после распада союзного государства о необходимости существования военной прокуратуры как структуры правоохранительной системы.

Главная военная прокуратура является отдельным подразделением в составе Генеральной прокуратуры. Возглавляет её Главный военный прокурор, одновременно являющийся первым заместителем Генерального прокурора РФ.

Все военные прокуроры, являясь военнослужащими, в то же время не подчиняются командованию воинских частей, гарнизонов и округов. Они независимы и подчиняются только вышестоящим начальникам из системы военной прокуратуры.

 Система органов военной прокуратуры 

Система военной прокуратуры состоит из:

  • Главной военной прокуратуры:
  • прокуратур военных округов (флотов);
  • прокуратур родов войск;
  • гарнизонных прокуратур – низового звена.
  • в Москве действует городская военная прокуратура.

Всего в РФ насчитывается более 200 разноуровневых специализированных прокуратур, осуществляющих деятельность в войсках и государственных органах, в которых законом предусмотрена военная служба.

РИСУНОК "Система ГВП"

По статусу Главная военная прокуратура и прокуратуры родов войск,  военных округов и флотов приравниваются к прокуратурам субъектов Федерации;

Военные прокуратуры, созданные в военных соединениях, объединениях войск, гарнизонах – по статусу равнозначны прокуратурам городов или районов.

В военных прокуратурах, приравненных к районным/городским приказом Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки. Это практикуется в местностях, расположенных на большом удалении от центрального округа (штаба военного подразделения), который обслуживает прокуратура.

РИСУНОК "Структура ГВП"

В военный период или в условиях чрезвычайных обстоятельств, в местностях, на территории которых не действуют другие прокурорские органы (гражданская прокуратура), а так же в местностях (зарубежных странах) на территории которых находятся российские войска, военные прокуратуры осуществляют полномочия по надзору за законностью среди военнослужащих, и всего обслуживающего гражданского персонала и гражданских лиц – членов семей военнослужащих.

РЕЗЮМЕ

Система военной прокуратуры являются важным звеном правоохранительной системы Российской Федерации. На нее ложится весь комплекс проблем, связанных с надзором за соблюдением законности всеми военнослужащими, начиная от служащих центрального аппарата Министерства Обороны РФ, заканчивая рядовыми служащими, лицами призванными на военные сборы, а так же учащимися военных учебных заведений.

На следственных органах военных прокуратур лежит основная нагрузка по расследованию преступлений, совершенных военнослужащими (наряду с военными дознавателями – командирами воинских частей и гарнизонов, и дознавателями военной полиции).

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Добавить комментарий
Поиск по сайту
Последние статьи
Интересные статьи
Последние комментарии
Форма входа

Внимание! Если Вы хотите бесплатно проконсультироваться у юриста, то просим обратить ваше внимание на информацию ниже:

В связи с большим числом вопросов в комментариях к статьям, мы не успеваем дать ответы всем и вовремя, поэтому чтобы не потерять Вашего времени, мы сообщаем что сейчас проходит акция, которая позволяет оставить заявку на бесплатную консультацию юристам вашего региона. Форма для бесплатной заявки находится тут, переходите по ссылке и в самой форме пишите о вашей проблеме.

 

Закрыть