В системе вооруженных сил РФ существует подразделение, формально не подчиняющееся Министру обороны, но выполняющее важные функции – надзора за соблюдением и исполнением законности в деятельности всех воинских формирований. Таким специфическим органом является военная прокуратура – орган с двойным подчинением.
Органы военной прокуратуры не многочисленны по составу, но крайне важны с точки зрения борьбы с воинскими преступлениями, борьбой с коррупцией и неуставными отношениями.
Этапы становления прокурорского надзора в войсках
Очень много значимых преобразований в системе устройства государственных органов связано с деятельностью двух российских императоров: Петра I и Александра II. Именно им обязана своим рождением прокурорская служба в целом, и такое направление ее деятельности, как военная прокуратура.
Первый прокурор, в функции которого входил контроль соблюдения указов царя и постановлений Сената, появился в 1722 году. Именно тогда была учреждена должность Генерал-прокурора. Функции тогдашних прокуроров были сформулированы расплывчато, конкретных направлений деятельности не существовало, а методы работы сводились к выявлению и расследованию злоупотреблений в среде высшего чиновничества и купечества. Поскольку, подавляющее большинство высших чинов государства (губернаторы, наместники, воеводы), наряду с гражданскими, имели и воинские чины, можно считать, что прокуратура в петровские и послепетровские времена отчасти выполняла функции военной прокуратуры.
Приближенные к современным формы деятельности прокуратуры обрисовались после военно-судебной реформы, осуществленной в 1867 году императором Александром II. Именно тогда появился первый Главный военный прокурор. В его полномочия входил надзор «за охранением законов» во всех воинских подразделениях и на флоте.
При первом Главном военном прокуроре были выработаны принципы:
- самостоятельность и независимость от военного командования;
- независимость органов обвинения от суда;
- единство статуса и вертикальная структура подчиненности органов прокуратуры;
- отчетность Главного военного прокурора только перед Сенатом.
Полное разрушение системы военной прокуратуры произошло в феврале 1917 года, после отречения последнего русского императора Николая II от престола. Оно ознаменовало переход к республиканской форме правления. Декрет об упразднении прокуратуры в целом, и военной прокуратуры, как структурного подразделения, был принят Временным правительством.
Спустя 9 месяцев, декретом № 1 «О суде» СНК, образованный радикальным крылом партии РСДРП – большевиками, окончательно упразднил прокуратуру, как реакционный орган.
Осознание совершенной ошибки пришло к В.И. Ленину только в 1922 году. Практически отошедший от дел ввиду болезни, Председатель СНК сформулировал в письме к ЦК основные направления развития социалистической законности и функции прокуратуры в условиях рабоче-крестьянской диктатуры. Однако, в полном объеме его теоретические разработки не были реализованы. Прокуратура была воссоздана в качестве отдела при наркомате юстиции и не являлась самостоятельным органом вплоть до 1936 года. Именно тогда была организована военная прокуратура СССР, в общих чертах сохранившая функции и структуры до настоящего времени, претерпев лишь переименование после распада союзного государства.
Органы военной прокуратуры России и структура
Современная структура военной прокуратуры носит трехзвенный характер. По вертикали она состоит из:
- Главной военной прокуратуры (резиденция в Москве);
- прокуратур родов войск, флотов, военных округов;
- гарнизонных военных прокуратур, которых насчитывается более 200.
Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора РФ, но непосредственно, в служебном отношении, ему не подчиняется. Хотя, определение штатов, структуры, организации и ликвидация органов военной прокуратуры сохраняется за Генеральным прокурором РФ.
Назначается и снимается с должности Главный военный прокурор по представлению Президента РФ верхней палатой российского парламента – Советом Федерации.
Каждому из органов прокуратуры свойственна внутренняя структура. Главная военная прокуратура имеет в составе:
- Главного военного прокурора (имеет первого заместителя и заместителей);
- управления;
- отделы (как самостоятельные, так и в составе управлений);
- канцелярию;
- приемную.
Высшим коллегиальным органом является Коллегия Главной военной прокуратуры РФ.
По должности начальники управлений являются старшими помощниками Главного военного прокурора, а начальники отделов – помощниками.
Сотрудники управлений и отделов имеют должности:
- старших прокуроров;
- прокуроров;
- старших и обычных следователей по особо важным делам;
- старших и обычных прокуроров-криминалистов.
Помимо должностей, всем прокурорским работникам присваиваются, в соответствии с Указом Президента РФ № 1563, классные чины.
Среднее звено в структуре органов военной прокуратуры РФ – прокуратуры военных округов, родов войск и флотов. Возглавляет деятельность назначаемые Главным военным прокурором соответствующие должностные лица. Структура этих прокуратур соответствует структуре прокуратуры субъектов РФ (области, края, автономной республики).
Низовое звено – гарнизонные военные прокуратуры. Помимо гарнизонов они могут образовываться в соединениях, объединениях (временных группах войск в Афганистане, Чечне, Сирии и т.д.). Должностные лица низшего звена назначаются на должности приказами военных прокуроров среднего звена.
Структурно состоят из:
- прокурора;
- первого и обычных заместителей;
- старших и обычных помощников;
- прокуроров;
- прокуроров-криминалистов;
- других работников прокуратуры.
Полномочия военных прокуроров
Органы военной прокуратуры, всех уровней, сосредоточены на контроле соблюдения законности и борьбе с проявлениями преступности в военной деятельности. Помимо Министерства обороны, военные прокуроры обслуживают деятельность воинских формирований и военизированных организаций:
РИСУНОК 1
Сфера компетенции военной прокуратуры РФ
Органы военной прокуратуры, тесно связанны с крупными денежными потоками и использованием бюджетных средств, широко распространены хищения и коррупция. В войсках, особенно в период проведения войсковых операций, резко возрастает количество общеуголовных преступлений: посягательств на жизнь, причинение вреда здоровью, грабежей, хищений, мародерства, преступлений против половой неприкосновенности, дизертирства.
Указанной спецификой очерчен круг полномочий прокурорских работников в войсках:
- осуществлением общего надзора за состоянием законности и соблюдением конституционных прав военнослужащих и лиц гражданского контингента со стороны воинского командования и управления;
- надзор за деятельностью военных дознавателей, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании воинских преступлений;
- надзор за соблюдением прав военнослужащих отбывающих наказание на гауптвахтах и заключенных под стражу до суда;
- соблюдением законности в расследовании преступлений, совершенных служащими перечисленных структур во время предварительного следствия, а так же гражданскими лицами принимавшими участие в совершении преступления в соучастии с военнослужащими или на территории воинских частей.
- координация деятельности войсковых формирований (военной полиции) с другими правоохранительными органами в местах ведения боевых действий или в условиях военного положения.
К непосредственным полномочиям военных прокуроров всех уровней относится:
- расследование преступлений, совершенных на территории подведомственного гарнизона, округа, флота;
- назначение внеплановых ревизий и проверок финансового состояния в воинских формированиях или учреждениях;
- требование обеспечения охраны лиц, содержания и конвоирования военнослужащих на гауптвахтах;
- немедленного освобождения с гауптвахты при установлении невиновности военнослужащего.
Кадровый состав и условия прохождения службы в органах военной прокуратуры
В органах военной прокуратуры могут проходить службу лица обоего пола, годные по состоянию здоровья и подходящие по возрасту для службы в вооруженных силах РФ по контракту:
- мужчины от 18 до 40 лет;
- женщины от 20 до 40 лет.
Указанное ограничение распространяется только на лиц, впервые заключающих контракт.
Кадровый состав военных прокуроров формируется из выпускников прокурорско-следственного факультета Военного университета МО РФ или выпускников гражданских юридических вузов, прошедших службу по контракту и дополнительную профессиональную подготовку по специальности «военный прокурор».
Предельный срок нахождения прокуроров и работников прокуратуры на службе с 2018 года, соответствует сроку выхода на пенсию гражданских лиц.
Всем работникам прокуратуры присваиваются воинские звания, соответствующие классным чинам прокуратуры. В отличие от работников прокуратуры, военные прокуроры являются не государственными служащими, а военнослужащими. На них распространяются все ограничения и льготы, которыми пользуются военнослужащие.
Особый статус военных прокуроров
Учитывая специфику деятельности данной категории военнослужащих, для них установлены повышенные меры защиты от вмешательства в профессиональную деятельность, воспрепятствования осуществлению полномочий и защите жизни и здоровья.
В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (ст. 42), в отношении прокуроров установлен особый порядок привлечения к административной и уголовной ответственности.
Органы военной прокуратуры не подвергаются задержанию, аресту, личному досмотру или досмотру транспорта, на котором передвигается прокурор, за исключением случаев, когда лицо застигнуто при совершении преступления. На период расследования прокуроры отстраняются от должности, но остаются в штате прокуратуры, до вступления в силу решения суда. Исключением является увольнение прокурора со службы в связи с утратой доверия (ст. 41.9 ФЗ № 2202-I).
Для защиты жизни и здоровья прокуроры имеют право на постоянное ношение личного табельного оружия, средств индивидуальной защиты и охрану, обеспечиваемую командованием воинских частей.
Еще статьи по теме:
- О службе в военной прокуратуре
- Как пожаловаться в военную прокуратуру: требования к жалобе, куда и кому подавать
- Какая система военной прокуратуры Российской Федерации
- Чем отличается форма в военной прокуратуре
- Кто вправе подать заявление в военную прокуратуру, скачать образец
- О правилах обращения в военную прокуратуру
Эту профессию стоить выбирать с большой ответственностью и быть готовым работать ненормированное время. Также военные прокуроры являются не государственными служащими, а военнослужащими. Они могут пользоваться льготами, которыми пользуются военнослужащие.
БЕДНАЯ МАМА ТАК И УМЕРЛА НЕ УЗНАВ ПРАВДЫ, ОДУРАЧЕННАЯ МАЙОРАМИ. А ПОЛИТ-ТЕХНОЛОГИ ЖАНГЛИРОВАЛИ ИМИ ТЁМНЫМИ И СТАРАЛИСЬ БИТЬ ИХ ВИСОК ОБ ВИСОК СТРАВЛИВАЯ. ПРОВОЦИРУЯ МЕНЯ НА СКАНДАЛ, А ТАМ И СМИРИТЕЛЬНАЯ СКОРАЯ УЖЕ ЖДАЛА У МФЦ, И ОТВЕСТИ ГРОЗУ ОТ СЕБЯ, ЯКО БЫ ЭТО ВСЁ ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ НА ПЕРЕВАЛЕ ДЯТЛОВА, КАК ЛЮБИТ МУТИТЬ ВОДУ МАЛАХОВ АНДРЮША, РУПОР ДОБРОДЕЕВА, ПРАВИТЕЛЬСТВА, КРЕМЛЁВА.
Как только получу официальные извинения, желательно в письменной форме, я сразу буду просить политическое убежище. Пока ни каких извинений не получал даже в устной форме. Получив извинения я сразу поеду заграницу и сменю фотографию в
[email protected] [email protected] так вы будете знать что я выехал, если вам не подсунут ложный аккаунт.
Думаю сейчас очень важно знать то что рассказано в данной статье. Чтобы сделать дальнейший выбор если же у вас появилась такая возможность, и очень круто когда понимаешь куда идешь работать.