Известны случаи, когда по той или иной причине мобилизованные не могут получить справку о своем местонахождении или определить, к какой местности они относятся.
Документом об локализации мобилизованного может служить справка о прохождении военной службы. Выдается частью, куда направляется военнослужащий, после учебки. В учебной части такая справка может не быть выдана, если военнослужащий был зачислен в другую часть и находился в учебной только для подготовки. В случае если военнослужащий не был переведен в другую часть, документ выдается учебкой. Примером нарушения является то, что гражданин приписан к учебке, скажем в Туле, а реально находится на передке вблизи Бахмута в составе Нской части.
Учитывая серьезность ситуации и потенциальные юридические последствия, необходимо сосредоточить внимание на важности соответствия местоположения и статуса мобилизованного лица. Любое несоответствие может рассматриваться как преступление, и поэтому мобилизованное лицо или его представители обязаны предпринять все необходимые превентивные меры для устранения несоответствия и сообщить об этом компетентным органам военной и гражданской власти.
Обратите внимание на то, что использование фото- и видеоматериалов с геолокационными данными в качестве доказательств может являться разглашением военной или государственной тайны. Поэтому не рекомендуется использовать подобные материалы для подтверждения местоположения. Вместо этого следует обращаться к другим доступным методам и средствам, которые не нарушают правовые и конфиденциальные нормы.
Несоответствие между реальным местоположением военнослужащего и документальным могут быть вызваны различными причинами. Вот некоторые из возможных факторов:
- Ошибки в документации: включают ошибки в адресах, координатах или других идентифицирующих данных, приводящих к неправильной привязке местоположения.
- Технические проблемы: несоответствие может быть вызвано техническими проблемами или сбоями в системах отслеживания или коммуникации.
- Изменение местоположения: военнослужащие могут перемещаться и менять свое местоположение во время выполнения задач.
- Секретность и конфиденциальность: несоответствие, вызванное конфиденциальностью, связанное с операциями и местоположением военнослужащих.
- Намеренное искажение документальных данных о местоположении военнослужащего. Делается в целях обеспечения безопасности или для выполнения специальных операций.
- Разноуровневая коррупционная схема. Возможные правонарушения с обеспечением продовольствием, обмундированием и т.д. Учитывая, что законами и указами РФ предусмотрено большое количество льгот, привилегий и финансовых выплат, намеренное искажение местоположения и статуса мобилизованного может является привлекательным источником нелегальных доходов.
Все эти факторы могут привести к несоответствию между реальным местоположением военнослужащего и документальными данными. Важно учитывать, что некоторые детали и причины могут быть конфиденциальными или специфичными для конкретных ситуаций.
Теперь коснемся боевых аспектов….
Ранее штаб полка находился на дистанции до 20 км от передовой. Штаб дивизии в 40-60 км. Соответственно военнослужащие проходящие службу в частях и подразделениях, находились внутри этих периметров. При этом данные геолокации штаба части и военнослужащих различались не намного. СВО полностью изменила правила игры…. В связи с появлением у противника высокоточных дальних средств поражения, штабы полков, дивизий и армий все больше отодвигаются от линии непосредственного боестолкновения. Учитывая, что ближайшие от линии фронта Российские города Мелитополь, Армянск, Токмак, Донецк находятся на дистанциях от 5 до 85 километров от линии боевых действий, неудивительно, что штаб части, в которой числится военнослужащий, находится скажем в Армянске, а ее батальоны, роты, взвода ведут бой на нуле — в отдалении 80-85км.
Возникшие юридические коллизии
Несоответствие между документально подтвержденным местом дислокации части и локализацией военнослужащих. Оно усиливается, в случае если в зону СВО направляется не вся часть, а только сводный отряд состоящий, например, из одного-двух батальонов. — приданных другой части. При этом указание точной дислокации военнослужащего может быть элементом военной тайны.
Небоевые потери военнослужащих или находящихся на контракте гражданского персонала, находящихся в десятках, а то и в сотнях километров от зоны боевых действий, после ударов БПЛА, диверсионных актов, крылатых ракет. Пример —аэродромы в Энгельсе, Калуге. Как квалифицировать смерть технического и гражданского персонала, не находившихся при исполнении боевого задания?
С 00:00 20 октября 2022 года военное положение было введено на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Указ Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756).
Если часть находится в Крыму, возникает несоответствие между статусом военнослужащего, документально находящегося вне зоны военного положения, а с другой стороны реально находящегося в ней.
Для устранения несоответствия по статусу и реальной локализации необходимо:
Подать рапорт непосредственному начальнику (командиру). Командование обязано предпринять все меры для устранения несоответствия по статусу и реальной локализации.
Согласно Уставу, при неполучении ответа от непосредственного начальника, мобилизованный имеет право обратиться выше по инстанции для устранения несоответствия по статусу и реальной локализации:
- Привлечение военного дознавателя. Подача рапорта (заявления) в органы охраны правопорядка МО РФ.
- Обращение к офицеру ФСБ, приписанному к части, местному представительству.
- Обращение в гражданские органы охраны правопорядка и прокуратуру.
- Обращение доверенных лиц в соответствующий комитет ГД и формирование депутатского запроса о статусе военнослужащего и его местоположении.
- Обращение в рабочую группу по защите прав мобилизованных, созданной по приказу Президента для устранения несоответствия по статусу и реальной локализации.
- Использование адвокатской поддержки, для защиты своих прав и устранению несоответствия по статусу и реальной локализации.
Лица, ответственные за передачу точной информации о статусе и локализации военнослужащего
Военный кадровый учет при нахождении мобилизованного в условиях передовой и военного положения, имеет особую актуальность. Точное местоположение, текущий статус каждого военнослужащего играют важную роль для тактического, операционного управления, планирования ротаций, распределения обязанностей. Это играет ключевую роль в распределении и выдаче денежно-вещевого и продовольственного довольствия. Ответственность за исполнение учета и его точность несут командиры подразделений, кадровик, служба тыла, финансовая часть. Они должны обеспечивать актуальность информации о местонахождении военнослужащего, при малейшей смене дислокации обновлять данные, занося их в базу части. Проверка данных о местонахождении мобилизованных является неотъемлемой частью контроля. Кроме документов используется съем инструментальных данных геопозиции, свидетельские показания. Органы контроля обязаны проводить проверки и сверки данных, сопоставляя их с документами о перемещении или рапортов выполненных задач для установления причины возможных расхождений.
Высшие инстанции по рассмотрению жалоб, о нарушении прав мобилизованного
- Управление Министерства обороны Российской Федерации по работе с обращениями граждан (общественная приемная Министра обороны Российской Федерации)
- Контрольное управление Министерства обороны Российской Федерации
- Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации
- Департамент ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации
- Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации
- Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации
- Региональное управление военной полиции по Южному военному округу
г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, д. 66, тел. 8-863-282-76-94, ф. 8-863-282-71-29. - Генеральная прокуратура Российской Федерации.
- Военная прокуратура или следственная прокуратура при МО РФ,
- Федеральная служба безопасности.