Атташе – является одним из низших дипломатических рангов или должностей дипломатического персонала. В сферу их задач входит курирование особых вопросов и представительство интересов своего министерства в стране, в которой осуществляется их деятельность.
При диппредставительствах находятся атташе различных видов войск Вооруженных сил соответствующей страны, представляющих интересы своего ведомства перед соответствующим ведомством страны, в которой осуществляется их деятельность. Параллельно им исполняются обязанности советника главы представительства по вопросам обороны. Будучи советником главы дипмиссии, Военный атташе в России пользуется всеми правами, дипломатическим иммунитетом и другими привилегиями, присущих дипломатическим сотрудникам представительства. Как правило, военный атташе (атташе по оборонным направлениям) имеет полноценный штат подчиненных, именуемый военным атташатом. В него входят военно-морской, военно-воздушный атташе, их ассистенты и аккредитованные работники аппарата атташата. Аташат имеет собственную структурную организацию с административным, техническим, оперативно-аналитическим и обслуживающим персоналом. Все они, как полноценные дипломатические представители, имеют привилегии, определенные Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.
Важность пребывания подобного структурного образования в составе диппредставительства, продиктована необходимостью обмена информацией оборонного направления между правительствами и ведомствами двух государств.
Для военного, морского, авиационного атташе, их ассистентов и заместителей, сотрудников атташата при получении аккредитации в дипмиссии в стране пребывания, согласно указаниям статей 4 и 7 Венской конвенцией о дипотношениях, требуется запрос агремана.
Агреман – подтвержденное Министерством иностранных дел одной страны согласие на пребывание на определенной должности представителя другой страны, с получением статуса persona grata.
Немного истории
В первой половине XIX века сложилась практика официального обмена, на постоянной основе, военных дипломатов, как уполномоченных, осуществлявших свои функции вне структуры диппредставительств. Этот принцип был учрежден Российской Империей и Французской Республикой осуществивших в 1810 году взаимообмен личных адъютантов императоров. В 1830-х годах началось формальное аккредитование военных экспертов при дипмиссиях в качестве "военных полномочных представителей" и "военных агентов" (Россия), "военных секретарей посольств" (Великобритания), "поверенных в военных делах" (Пруссия). Термин «военный атташе", появился во Франции, где офицеры, прикрепленные к представительствам своих стран, так и назывались. Как раз это название и прижилось во всемирной дипломатической практике. В середине XIX века, около 1860-х годов, было утверждено международно-правовое положение о корпусе военных атташе, как официальных постоянных военно-дипломатических представителях, прикрепленных к посольствам и миссиям. После окончания Первой мировой войны институт военных атташе расширился на военно-морских и военно-воздушных атташе.
Военный атташе в России
Российская Федерация интенсивно укрепляет и расширяет военно-дипломатические коммуникации со множеством государств. Достаточно отметить, что в 81 стране мира имеются военно-дипломатические аташаты Российской Федерации.
В Российской Федерации имеют аккредитацию военные дипломаты и их атташаты из более чем 65 государств мира.
Процедура получения статуса атташе включает в себя официальный запрос со стороны государства, которое его назначает, и согласование с российским Министерством иностранных дел и Министерством обороны.
Военный атташе в России в военно-дипломатическом представительстве подразделяется по правовым характеристикам на три категории:
- сотрудники с дипломатическим статусом, входящих в дипломатический корпус, включающих военных, военно-морских и военно-воздушных атташе, членов их семей и помощников;
- административно-технический персонал;
- обслуживающий персонал.
Функционирование военно-дипломатических представителей базируется на интернациональных правовых нормах, руководствуясь которыми сбор сведений об арсенале оборонительных средств и оборонно-экономической информации о потенциале государства, где осуществляющий свою деятельность атташе обязан проходить с соблюдением всех правовых и законодательных требований.
Военный атташе в России имеет ряд обязанностей, включая:
- Оказание помощи в организации взаимодействия между вооруженными силами РФ и вооруженными силами страны, которую он представляет.
- Содействие в развитии военно-технического сотрудничества между РФ и страной, которую он представляет.
- Проведение анализа военно-политической и оборонной ситуации в Российской Федерации и представление соответствующих отчетов руководству своей страны.
- Установление контактов с представителями военных структур Российской федерации и оказание помощи своим военным при проведении служебных командировок и переговоров на территории РФ.
- Проведение переговоров по вопросам военного сотрудничества между РФ и его страной.
- Ухаживание за военными захоронениями своих военнослужащих на территории Российской Федерации.
Подобно другим сотрудникам дипломатического корпуса, Военный атташе в России обязан соблюдать законы и правила страны, в которой он осуществляет свою деятельность, ни коим образом не допускать своего или подчиненного ему персонала вмешательства, прямого или косвенного, во внутренние дела страны пребывания. Одновременно, в рамках своих служебных обязанностей, представители военно-дипломатических миссий используют соответствующие привилегии и иммунитеты, предоставленные Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 года.
Эти активные военно-дипломатические связи важны для укрепления межгосударственных отношений, обеспечения безопасности и сотрудничества в области обороны. Взаимодействие военно-дипломатических представителей необходимо для обмена мнениями и информацией, способствуя поддержанию стабильности и безопасности на мировой арене.