Специфика военной службы такова, что военнослужащий не волен выбирать места, в котором будет дислоцироваться его воинская часть. Поэтому, перед Министерством Обороны РФ всегда стояла задача по обеспечению в мирное время офицерского состава жилыми помещениями на время прохождения службы. После введения в Российской Армии контрактной службы возникли задачи по обеспечению жильем военнослужащих-контрактников.

Сложилась практика предоставления помещений, квартир, а в последнее время и отдельных домов только на период службы. Такие помещения признаются служебными и имеют особый статус, о том, что такое служебное жилье для военнослужащих подробно остановимся в этом статье.

 Нормативное регулирование права на служебное жилье для военнослужащих 

 Основным правовым актом, декларирующим обеспечение служебным жильем военнослужащих, является Закон «О статусе военнослужащих». Этому вопросу в законе посвящены две статьи: 15 и 15.1.

В этих статьях:

  • определяется право военнослужащего и членов его семьи получить во временное пользование жилое помещение, отвечающее требованиям ЖК РФ, предъявляемым к жилым помещениям;
  • устанавливается предельный срок предоставления такого помещения – не позднее 3-х месяцев со времени прибытия в воинскую часть к постоянному месту службы;
  • определяются категории военнослужащих, которые имеют право претендовать на предоставление служебного жилья;
  • определяется, что статус «служебного» распространяется только на жилые помещения расположенные в пределах «военных городков». Отнесение квартиры, расположенной в черте населенного пункта в доме, где наряду с военными, проживает гражданское население, производится по решению местных органов власти;
  • устанавливается, что военнослужащий имеет право на получение квартиры (дома) при увеличении количества членов семьи (при рождении детей, совместного проживания с нетрудоспособными родственниками, не имеющими в собственности жилья);
  • устанавливается правило о том, что обеспечение служебным жильем военнослужащих производится вне зависимости от наличия в его собственности жилого помещения, расположенного вне населенного пункта в котором дислоцируется воинская часть;
  • военнослужащие - иностранные граждане, не вправе претендовать на получение изолированных служебных жилых помещений (квартир). Им предоставляются только комнаты в общежитиях.

Статья 15.1 посвящена нормам жилой площади, которым должно соответствовать служебное жилье для военнослужащих для различных категорий военнослужащих в зависимости от их воинского звания или места службы.

 

N.B! Часто должностные лица командного состава ВС РФ считают, что право оперативного управления жилым помещением автоматически делает его «служебным». Это не так! Многие военнослужащие, долгие годы проживают в квартирах, предоставленных им на время прохождения службы, и не задаются вопросом: соблюден ли порядок признания конкретного помещения служебным. При досрочном увольнении со службы к ним предъявляют требования освободить жилплощадь. Прежде чем исполнить такое требование необходимо ознакомится Постановлением Правительства №42, особенно со ст. 13.

Юридическая служба ВС РФ в гарнизонах нередко упускает из виду, что «служебной» квартира становиться только после соблюдения порядка признания ее таковой органом управления муниципального образования, на территории которого находится объект.

Если это не было сделано своевременно, военнослужащий имеет право подать заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения. С момента подачи такого заявления квартира не может «задним числом» признаваться служебной. Одновременно с подачей заявления на приватизацию, целесообразно подать заявление в суд, по месту расположения жилья, об установлении юридически значимого факта – отсутствия у квартиры статуса служебной ввиду несоблюдения порядка, предусмотренного указанным Постановлением.

 

Следующим нормативным актом, непосредственно регламентирующим порядок предоставления служебных квартир, является Приказ МО РФ изданный в 2011 году, которым утверждена Инструкция. В указанной Инструкции  приводится перечень документов, которые военнослужащие должны представить при подаче заявления (форма заявления) о постановке на учет с целью получения служебного жилья, а так же установлен предельный срок принятия решения по заявлению – 30 дней.

Постановлением Правительства РФ №512 утверждена Инструкция о порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, а в Приказе ФСО РФ №417 изложен Порядок действия органов управления по предоставлению служебного жилья лицам, проходящим службу в подразделениях ФСО.

 Коллизионные вопросы, возникающие при предоставлении служебного жилья 

 Не смотря на подробное регламентирование вопросов обеспечения служебным жильем военнослужащих, не все складывается так, как предписывает закон и приказы. Обеспеченность даже служебным жильем до сих пор не полная. Много вопросов возникает и по поводу распоряжения служебными жилыми помещениями.

Рассмотрим некоторые из них.

 Несвоевременное обеспечение служебным жильем военнослужащих 

 На практике часто нарушается срок предельный предоставления – 3 месяца. Как в такой ситуации должен действовать военнослужащий? Существует несколько вариантов:

  • ждать, пока освободится отвечающая требованиям квартира;
  • соглашаться на предоставление квартиры, не отвечающей требованиям по площади;
  • предпринимать меры по найму квартиры, отвечающей требованиям, с компенсацией оплаты МО РФ.

Какое решение примет нуждающийся в жилье военнослужащий, зависит исключительно от него. Это зависит от того, какие приоритеты доминируют в его сознании: продвижение по службе или забота о быте членов его семьи.

Следует помнить, что  в Приказе МО РФ предусмотрена возможность найма помещения в гражданском жилом фонде, с компенсацией оплаты за аренду за счет средств МО РФ. При этом, важно учитывать, что площадь такой квартиры не должна превышать нормы обеспеченности, предусмотренные законодательством:

  • 18 м– на одинокого;
  • 36 м– на семью из 2-х человек;
  • 54 м– при составе семьи 3 и более членов семьи.

При этом, в законе не содержится ограничений по площади, которое МО РФ обязано компенсировать при аренде. Теоретически, норма жилой площади на каждого последующего члена семьи (при рождении 2 и более детей) должна повышаться на 18 м2. На практике – добиться таких выплат от финансовых органов МО не реально.

 Снятие с учета после получения служебной квартиры 

 Мобильный характер службы порождает негативную практику снятия с учета «нуждающихся» ведущегося в муниципальных органах сразу же после получения служебной квартиры. Это прямое нарушение закона. Статус служебного жилья предусматривает два варианта его освобождения:

  • при переводе к новому месту службы;
  • при увольнении по достижении предельного возраста нахождения на службе, выслуге лет или по состоянию здоровья.

Для второй категории возникает множество проблем, которые решаются с большим трудом. Из смысла закона следует, что военнослужащий, не прекративший отношения с МО досрочно, не может быть выселен из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения, отвечающего требованиям. В резерве МО редко существует маневренный фонд, в котором может быть предоставлена квартира. В этом случае снятие с учета «нуждающихся» в муниципальном образовании по месту службы – является нарушением закона. Единственный действенный способ восстановления права – обращение в суд.

 Служебное жилье для военнослужащих и его особенности 

 Радость от получения квартиры молодой семьи, прибывшей к новому месту службы, омрачается тем, что квартира обременена множеством ограничений:

  • при всем желании такую квартиру нельзя приватизировать;
  • нельзя ее и выкупить у МО, даже при наличии денежных средств;
  • она не подлежит продаже, дарению или наследованию, в случае смерти военнослужащего;
  • её нельзя обменять, даже если квартира расположена в одном доме.

Единственной радостью остается то, что при вступлении в программу НИС, военнослужащий не лишается права на проживание в служебном помещении, одновременно являясь собственником квартиры/дома в другом населенном пункте.

Резюме

Обеспечение служебным жильем военнослужащих не решает проблем с обеспеченностью военнослужащих «полноценной» жилой площадью. В качестве временной меры такая квартира может удовлетворить потребности, но множество ограничений, накладываемых законодательством на распоряжение таким жильем, порождает в людях чувство безысходности и зависимости от воли государства, которому они служат. Размер «военной ипотеки», покрываемой субсидированием из бюджета, составляет всего 2 200 000 рублей. Этого не всегда достаточно на покупку скромной 2-х комнатной квартиры в провинциальном городе.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ: 

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)